На прошлой неделе начались перебои с поставками бензина на АЗС Приморского края и Хабаровской области, Амурской области и ряда других регионов. Связано это с начавшейся реконструкцией Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и срывом поставок топлива по железной дороге. Многие АЗС попросту закрылись из-за отсутствия топлива, другие отпускали бензин не более 20 литров в одни руки либо же обслуживали исключительно владельцев топливных талонов. Сильнее всего пострадали жители Приморья – бензин исчез практически со всех заправок компаний «Альянс» и «Роснефть», которые контролируют практически весь топливный розничный рынок. При этом бензин был заказан еще 19 октября, однако так и не попал в крупнейшие города (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск). Представители нефтяной отрасли уже обвинили во всем РЖД, так как бензин в города Дальнего Востока доставляется исключительно по железной дороге.

Топливный дефицит возник в регионе из-за работ по модернизации установки риформинга на Хабаровском НПЗ. Работы должны были быть проведены еще летом, однако по согласованию с Минэнерго перенесены на осень – в октябре традиционно наблюдается снижение спроса. Впрочем, работы на НПЗ были завершены еще 25 октября, но поставки, по данным участников рынка, тормозятся РЖД, которая объясняет это наличием более приоритетных грузов. По данным AutoNews.ru, по состоянию на 7 ноября 2011 года ситуация с поставками бензина на Дальний Восток так и не стабилизировалась.

Ситуация, возникшая на Дальнем Востоке и в Амурской области, вполне может повториться и в Центральном федеральном округе. Конечно же, здесь больше НПЗ и часть из них уже модернизирована, однако и спрос на топливо выше. При этом по согласованию с правительством России крупные игроки, такие как «Роснефть» и «Газпромнефть», сумели оттянуть модернизацию НПЗ, которая необходима для выпуска топлива стандарта Евро-4. Причем наибольший удар будет нанесен по московским автолюбителям – в ноябре начинается плановый ремонт Московского НПЗ (МНПЗ).

Напомним, что в конце сентября дефицит топлива уже наблюдался в самой западной части России: в Калининградской области полностью исчез бензин марки Аи-92, а также начались перебои с Аи-95. Свободно на заправках можно было купить только дизельное топливо и евробензин по цене 38 рублей за литр.

Ремонт МНПЗ и модернизация других НПЗ приведет не только к дефициту топлива, но и к дальнейшему росту цен на бензин и солярку. Несмотря на заявленное снижение объемов потребления горючего, стоимость Аи-95 на московских заправках выросла в среднем на 10 коп., а стоимость качественного дизтоплива – почти на рубль. Как только столица столкнется с дефицитом топлива, цены, несомненно, вновь пойдут вверх, и к концу года цена 1 литра Аи-95 может пробить психологическую отметку в 31 руб.

Матвей Дышло autonews.ru