Власти положительно оценивают реализацию программы «народный гараж» в Москве. По их данным, гаражи пользуются спросом как у жителей, так и у банков и международных компаний. Программу обещано развивать и впредь, однако ее ожидает «ребрендинг». Эксперты в свою очередь уверены, что цены за машино-места москвичам непосильны.

Столичное правительство считает успешными результаты реализуемой в городе программы «народный гараж». Об этом 19 мая в ходе пресс-конференции сообщил председатель комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москоминвест) Константин Тимофеев. По его словам, строительство парковочных мест будет расширено, и под понятие «народного» будущие гаражи уже могут не подходить.

Проект имеет успех

Председатель Москоминвеста рассказал об успехах, достигнутых московским руководством в деле обеспечения жителей мегаполиса гаражами. За время реализации программы введено в эксплуатацию 39 объектов, а всего построено 9 тыс. машино-мест. При этом 70% мест уже реализованы, то есть проданы. «Мы считаем, что результаты этой программы достаточно успешны,— оценил факты Тимофеев.— Идея строительства за счет средств граждан себя оправдала».

По мнению Тимофеева, недовольство программой вызвано тем, что людям «непривычно», что в их дворах вырастают дома для машин. Чиновник сослался на зарубежный опыт— там люди уже привыкли к таким гаражам. «Самое главное, что эти гаражи хорошо продаются»,— считает глава Москоминвеста.

Всего в этом году планируется выстроить 141 «народный гараж», из которых уже готов 21. В следующем году эта цифра будет увеличена до 250.

Глава Москоминвеста считает, что гаражи комфортны и доступны. Цена машино-места в 350 тыс. рублей «является доступной». «Мы будем стараться, чтобы цена осталась на этом уровне»,— пообещал чиновник. По его словам, себестоимость машино-места равняется 320–330 тысячам рублей.

Тимофеев пояснил, что в центре города из-за сложных коммуникаций стоимость строительства значительно возрастает, и себестоимость машино-места может достигать 700, 800 тысяч или даже 1 млн рублей. Власти ставят своей целью обеспечить гаражом и жителей центрального округа. При этом, однако, неправильно «тратить большие деньги на вывод коммуникаций и сетей, а потом продавать себе в убыток».

По словам Тимофеева, программа «народный гараж» рассчитана в первую очередь на новостройки.

Аренда в «народных гаражах» предусмотрена. Однако она возможна в том случае, если места останутся непроданными. По мнению властей, аренда не превысит 2–3 тыс. рублей в месяц.

До 2016 года власти намерены выстроить 350 гаражей на 300 тыс. парковочных мест.

Иностранцы хотят строить парковки в ЦАО

В кредитовании строительства в Москве заинтересованы банки. Как международные, так и отечественные: ВТБ, Сбербанк, Банк Москвы, Альфа Банк. По словам Тимофеева, многие хотят участвовать в ипотеке, а некоторые уже участвуют. Для развития сотрудничества с банками в настоящее время разрабатывается особый проект, который будет похож на ипотечное кредитование.

«Москва— уникальный город и очень привлекательный инвестиционно»,— заявил Тимофеев. По его словам, иностранные компании хотят не только получить доход, но и поддержать своего производителя. „Их интересует и сервис, и торговля, и комплексное развитие“,— сказал он. Кроме того, их интересы в первую очередь сосредоточены на ЦАО.

Среди предложений иностранных компаний— механизированные парковки со стоимостью машино-места в 20–30 тыс. евро.

В проектах парковок теперь будет предусматриваться сервис и торговля. Их планируется размещать на первых этажах зданий в рамках индивидуальных проектов. Там, по уверению Тимофеева, будут «магазины для автолюбителей».

Пересадочные узлы разрастутся

По мнению Тимофеева, чтобы программа стала окончательно успешной, нужен ее ребрендинг, который подразумевает строительство многих форм парковочных мест. Поскольку люди смогут оставлять свои машины не только в многоуровневых строениях, но и на плоскостных стоянках, и на дорожном пространстве, говорить непосредственно о «народном гараже» уже не стоит. Программа развития парковочного пространства в городе в ближайшее время будет согласована.

В рамках программы предполагается также построить 19 перехватывающих парковок на 17 тыс. машино-мест в 2012 году. Они в основном будут строиться по индивидуальным проектам, что сделает строительство более дорогим. Однако, по мнению властей, только так можно будет разместить их вблизи станций метро и железной дороги. В дальнейшем самые удачные проекты станут типовыми. По заверениям Тимофеева, транспортно-перехватывающий узел не превратится в торговый центр. «Объем торговли будет небольшой— 10–15% от общей площади»,— заявил он.

По словам Тимофеева, город растет, и количество машин увеличивается. Всем парковок в будущем не хватит, поэтому город развивает общественный транспорт.

Что же касается «ракушек», то Тимофеев заявил, что «этот вопрос будет индивидуально рассматриваться». «Какой принцип „ракушек“? Кто успел, тот поставил». По его словам, те, кто законно поставил гараж и лишается его из-за государственных нужд, получит компенсацию. Однако всем она выдаваться не будет. Потому что, получив деньги, человек совершенно не обязательно вложит их в новый гараж, а просто перенесет «ракушку» в соседний двор. А вопрос, нужно ли убирать ракушку, насколько она мешает, по словам Тимофеева, будет решать районная управа.



Гаражи ищут хозяев

По мнению руководителя аналитического центра «ИРН.РУ» Олега Репченко, Москва по-прежнему остро нуждается в строительстве новых парковочных мест. Именно из-за нехватки парковок люди бросают личный транспорт на обочинах. «Москва сильно нуждается в новых гаражах, прежде всего в спальных районах»,— считает эксперт. И заметного улучшения в ситуации пока не видно.

Цену в 350 тыс. рублей за машино-место Репченко прокомментировал так: «С точки зрения застройщика, это, наверное, немного. Например, на коммерческих паркингах, в новостройках, бизнес-центрах цена зашкаливает за $50–100 тыс. за машино-место. А здесь, казалось бы, $10–12 тыс.— это почти даром. С другой стороны, если учесть, что половина автовладельцев ездит на машинах, которые стоят дешевле, чем это машино-место, то получаются просто нереальные деньги, которые они не готовы платить. Лучше они себе купят новую машину. По оценке Репченко, такие деньги способны платить примерно 30% автовладельцев.