Прошло не так много времени с принятия последней редакции техрегламента безопасности транспортных средств, а НАМИ, ответственный за его разработку, уже подготовил ряд поправок, которые могут сделать и без того противоречивый документ вовсе нелепым и противоречащим здравому смыслу. Так, в новой редакции предлагается снова запретить праворульные автомобили.

...тогда мы идем к вам

Спорность некоторых пунктов техрегламента, вступившего в силу 22 сентября 2010 года, не дает покоя многим автолюбителям и правозащитникам до сих пор. Нелепые требования к климатической установке, ужесточившиеся нормы тонировки, запрет «кенгурятников», волокита с сертификацией любых изменений в автомобиле— это далеко не все пункты, вызвавшие резонанс. Но теперь специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) пошли еще дальше: они хотя вовсе запретить «правый руль».

Споры вокруг «праворуких» автомобилей не утихают с тех пор, как во Владивостоке отгрузили первую партию подержанных машин из Японии. Но если в начале 90-х запрет еще можно было оправдать относительно небольшим количеством «японок», то сейчас ситуация куда более суровая: за Уралом подавляющее большинство легкового, да и грузо-пассажирского автопарка ввезено из Японии. Тут дело попахивает порохом— новый документ может вызвать настоящий бунт сразу в нескольких регионах России. Запретить везде и сразу

Как сообщает «Российская газета», этот документ подготовлен для единого экономического пространства, в которое входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Он должен создать единые стандарты для выпуска и ввоза автомобилей в пределах нового таможенного союза.

Пункт 18 этого документа гласит: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления...» Но при этом ввоз автобусов с правым рулем не запрещен, это подтверждает отдельная сноска в документе. В этом и заключается абсурдность документа: в автобусах с правым рулем двери для входа-выхода пассажиров расположены слева— а это очень опасно. Получается, что в легковом секторе госструктуры о безопасности заботятся, а в области перевозки пассажиров— нет. Лобби левого руля

И здесь кроется самое интересное: в последнее время российский и мировой автопром начал выказывать интерес к Приморью. Sollers там уже свой завод построил и в дальнейшем намерен только наращивать темпы производства. Так, недавно появились слухи, что кроме модельного ряда SsangYong во Владивостоке могут организовать производство современной гаммы Mazda— якобы переговоры уже вовсю ведутся.

АвтоВАЗ также не теряет надежд вернуть себе долю рынка Приморья. С выпуском моделей с «автоматом» шансы на успех у вазовцев возрастут, но все прекрасно понимают, что большинство автолюбителей все равно выберут 10-летнюю «японку», поскольку она и оснащена лучше, и запчасти к ней в Приморье есть на каждом шагу, а уж аспект надежности японских машин и вовсе непререкаем.

С такой позицией согласен главный редактор портала AutoNews.ru Кирилл Орлов. В беседе с GZT.RU он сообщил, что «инициативы сверху по запрету "правого руля" появляются регулярно, государство подготавливает население к тому, что это в конце концов произойдет. Очередная попытка может увенчаться успехом. Власти серьезно взялись за возрождение отечественного автостроения старым тоталитарным методом— устранением конкурентов.

Российские новые автомобили не выдерживают конкуренции с подержанными праворульными машинами. Так, при первой же возможности в свое время весь Дальний Восток пересел с "Жигулей" на правый руль. Не имея возможности справиться с японскими праворульными машинами в конкурентной борьбе, государство ставит клеймо «запретить».

В самой Японии левый руль никто не запрещает, и «чужие» леворульные машины попадаются там довольно часто, и даже более того— в Японии обладать леворульным немецким седаном очень престижно. Но вот только среди леворулек нет "ВАЗов" и "ГАЗов"— они не нужны.

По нашим дорогам действительно неудобно ездить с правым рулем, но небогатое население Дальнего Востока не может себе позволить покупать «нормальные» леворульные авто. А из тех доступных вариантов, что предлагает сегодня местный рынок, даже несмотря на баснословные пошлины и «неудобный» руль, подержанные машины с правым рулем остаются самой желанной покупкой».

Объективная оценка показывает, что в отношении оснащенности и безопасности подержанные авто из Японии ничем не уступают не только русским, но и западным современным автомобилям. Другое дело, что именно их доступность сыграла с ними злую шутку: человек, потративший 10 тыс. кровно заработанных долларов на машину своей мечты, вряд ли будет платить еще 3–4 тыс. за переброс руля, новые фары и прочие доработки.

За экзотику надо платить

Роман Гуляев, директор ИД «Новости Автобизнеса», считает, что запрет на ввоз в страну праворульных машин надо было вводить уже давно. «Новый регламент пытаются приурочить к новому таможенному союзу, и неспроста: в Белоруссии, например, в последнее время стали все чаще регистрировать праворульные автомобили из Великобритании, где „перекидывается“ руль на более привычный левый.

Выясняя ситуацию с правым рулем в мире, я узнал, что, например, в Канаде, в Евросоюзе постановка на учет автомобилей с правым расположением руля запрещена, если только это не экзотический суперкар или редкий ретромобиль. Но и такие «исключения» нельзя эксплуатировать на дорогах общего пользования.

Въезд на территорию Евросоюза на машине с правым рулем разрешен, но только со специальными наклейками на фары, регулирующими ближний свет под левосторонний поток.

Доводы тех, кто утверждает, что европейские модели не удовлетворяют запросам дальневосточных покупателей, мне не кажутся обоснованными. Экзотику вроде семиместного мини-вэна с полным приводом и трансмиссией внедорожника, вроде Mitsubishi Delica, не поставляют официально именно из-за того, что спрос на нее будет минимальным. Автоконцерны прекрасно понимают, что нужно покупателям, и если есть спрос, будет и предложение».

Евгений Липовицкий