Дорожные фонды, которые планируется возродить, в 2001 году были расформированы за коррупционность. «Газета.Ru» проанализировала доклад Счетной палаты, в котором сообщается, что только в 2000 году чиновники разворовали не менее 1,5 млрд рублей из фондов, а количество ДТП из-за разбитых дорог возросло на 85%.
Кабинет министров внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, регламентирующий возобновление института дорожных фондов, которые будут аккумулировать средства на строительство и ремонт дорог.
Институт дорожных фондов был создан в России еще в 1991 году, однако спустя десять лет власти ликвидировали его. Последнюю проверку формирования и использования средств Федерального дорожного фонда, который находился в ведении Российского дорожного агентства (Росавтодор), провела в 2001 году Счетная палата. С результатами проверки, которые ранее в прессе не публиковались, ознакомилась «Газета.Ru».
В ходе проверки Счетная палата выявила многочисленные факты нарушений законодательства, нецелевого, неэффективного и непропорционального расходования средств, а также нарушения при заключении контрактов.
Согласно официальным данным из отчета Росавтодора, остаток средств дорожного фонда по состоянию на 1 января 2000 года составлял 372,43 млн рублей, говорится в докладе Счетной палаты. В эту сумму была включена дебиторская задолженность организаций перед ведомством в сумме 235,13 млн рублей, которая в итоге была просто списана, потому что истек срок исковой давности, а также часть задолженности была признана нереальной для взыскания. Таким образом, остаток уже составлял всего 137 млн рублей. «Эти долги остаются дырой в бюджете и в подобных ситуациях они гасятся за счет бюджетных средств», – комментирует ситуацию глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Ряд соглашений дорожники заключали в обход Министерства по налогам и сборам (МНС).
«В нарушение утвержденного порядка соглашения подписывались Росавтодором без подписания МНС России, – говорится в докладе Счетной палаты. – Без согласования с территориальными органами МНС России заключены соглашения на общую сумму 200 млн рублей».
Вместе с тем, Росавтодор финансировал бюджетные назначения с отклонениями от утвержденных показателей, сообщает аудитор Счетной палаты, проводивший проверку. Без документов, подтверждающих факты чрезвычайных ситуаций (сведения о причиненном дорожному объекту ущербе, справки Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и т.д.), Росавтодор выделил деньги в размере 66,56 млн рублей.
В отчете отражены многочисленные нарушения, совершенные муниципальными органами власти. Зачастую отчеты о выполнении объемов дорожных работ за счет средств федерального фонда субъектами федерации в Росавтодор просто не предоставлялись. Сам Росавтодор финансировал бюджетные назначения с существенными отклонениями от утвержденных показателей. Так, на субвенции, субсидии и дотации субъектам на развитие, содержание и ремонт дорог общего пользования в 2000-м году Росавтодор недофинансировал затраты на сумму 1913,65 млн рублей. Кроме того, в нарушение статьи 81 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» Росавтодор не приостанавливал перечисления средств федерального фонда субъектам, допустившим нецелевое использование средств территориальных дорожных фондов.
За один год Росавтодор выделил 45,8 млн рублей на информационное обеспечение.
3,5 млн рублей ушло на публикацию статей в газете «Трибуна», которая с 1999 года входит в холдинг «Газпром-Медиа», почти 10 млн рублей ушло в журнал «Российская Федерация сегодня» и еще 1,76 млн рублей в некий ООО «Дисконт-канал». Еще более 6 млн было выделено телекомпаниям на подготовку видеосюжетов о развитии дорожного хозяйства. Рекламным компаниям Росавтодор направил из средств дорожного фонда 5,2 млн рублей. При этом «приемосдаточные акты указанной информационной продукции с приложением справки о выполненных работах в Росавтодоре отсутствуют, – отмечается в докладе. – Конкурсные торги на информационные услуги Росавтодором не проводились».
С нарушениями Росавтодор перечислял деньги Генпрокуратуре.
100 млн рублей из средств дорожного фонда напрямую было выделено Генпрокуратуре, как оплата расходов на проведение мероприятий по пресечению уклонений от уплаты налогов.
В результате прокуратура помогла вернуть в дорожный фонд 1422,4 млн рублей. Однако, в постановлении правительства РФ от 26 января 2000 г. №72 определено, что фонд развития прокуратуры формируется за счет отчислений предприятий и организаций в размере 10 % денежных средств, поступивших по инициативе прокуратуры в их доход. Напрямую перечислять бюджетные средства в правоохранительное ведомство нельзя, отмечается в докладе.
Превышались расходы из средств дорожных фондов на содержание аппарата Росавтодора. «Общее финансирование расходов составило 86,74 млн рублей, в том числе фонд оплаты труда профинансирован в сумме 23,65 млн рублей, что превышает утвержденные Минфином России бюджетные назначения на сумму 9,65 млн рублей, или на 68,9 процента», – говорится в отчете. Так, оплата только транспортных услуг для дорожных чиновников составила 9,49 млн рублей, что в 8,6 раза превысило ранее утвержденные назначения. На оплату телефонных разговоров по 22 мобильникам, закрепленными за дорожным ведомство, ушло более 8 млн рублей – в 4 раза больше утвержденной суммы.
Еще одной загадкой в отчете остается неоплаченная в 2000 году Росавтодором продукция, поставленная дорожным организациям, на сумму 374,9 млн рублей. Эта задолженность даже не отражена в бухгалтерском учете за 2000 год.
Тем временем, расходы по содержанию и ремонту действующей сети федеральных дорог в 2000 году по сравнению с предыдущим годом выросло на 72,5%. За этот же период число ДТП из-за разбитых дорог увеличилось практически вдвое – на 85%.
Как подсчитал Национальный антикоррупционный комитет, всего за этот год из фонда было украдено не менее 1,5 млрд рублей. «Неэффективное и нецелевое использование – это стандартная формулировка Счетной палаты, потому что она не может давать правовую оценку, – говорит Кирилл Кабанов. – По факту выявленных нарушений Счетная палата отправляет материалы в правоохранительные органы, которые уже решают, почему исчезли деньги».
Однако ни одного уголовного дела возбуждено не было. В этом же году глава Счетной палаты Сергей Степашин сетовал, что «результаты наших аналитических усилий, похоже, мало кого интересуют».
В период с 1999-го по 2000 год «Росавтодор» возглавлял Виталий Артюхов. В настоящее время он занимает должность директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности «Центр». Заместитель Артюхова Рауф Гасанов заявил «Газете.Ru», что Виталий Григорьевич очень занят и пообещал, что в течение двух дней Артюхов найдет несколько минут в своем плотном графике и расскажет о функционировании дорожных фондов в 1999–2000 годах.
В законопроекте правительства, которым предлагается воссоздать институт дорожных фондов, о контроле за расходованием средств на строительство и ремонт дорог, речи не идет.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Авто
- →
- Автоновости
- →
- Дорожные фонды проезжали мимо цели
Автоновости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат