АвтоВАЗ заявил о том, что в сентябре 2010 года в России реализовано 12 406 автомобилей «Лада Калина», что стало рекордом семейства за всю историю его продаж. Это примерно на 3 тыс. автомобилей больше, чем месяцем ранее, и на тысячу больше, чем в июле этого года, когда был установлен предыдущий рекорд (тогда было продано 11 167 штук).
В целом же по итогам девяти месяцев 2010 года в России реализовано 73 560 автомобилей «Лада Калина», то есть 20% от всего объема продаж Lada с начала года, сообщает компания.
«Калина» зреет
Доля семейства «Калины» в общем объеме реализации автомобилей АвтоВАЗа в России уверенно растет: на старте продаж в 2005 году она составляла 2,1%, в 2006-м— 8,4%, в 2007-м— 11,8%, в 2008-м— 15,1%, в 2009-м— 17,4%.
Впрочем, выросли продажи не только «Калины», но и других моделей Lada. За январь— сентябрь общие продажи продукции концерна АвтоВАЗ в России выросли на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом рост продаж модели «Лада Калина» не самый быстрый среди моделей концерна. Лидером продаж остается «классика» (Lada 2105/2107).
Счастливое семейство
По семействам продажи автомобилей Lada в России по итогам девяти месяцев 2010 года составили (к девяти месяцам 2009 года):
— Lada 2105/2107–99 127 шт. (+88,2%);
— Lada Priora— 89 929 шт. (+11,5%);
— Lada Samara— 74 744 шт. (+6,4%);
— Lada Kalina— 73 560 шт. (+52,4%);
— Lada 4X4–30 405 шт. (+71,9%).
По данным АвтоВАЗа
Пиар-бросок
Многие связывают нынешний всплеск продаж модели с путешествием Владимира Путина на «Калине Спорт» по новой трассе Чита— Хабаровск, имевшем место в конце августа. По официальной версии, которую озвучил сам премьер, компания АвтоВАЗ попросила его «посмотреть, как „Лада Калина“ будет вести себя на дальних расстояниях». Машина Путина не подвергалась никаким конструктивным изменениям, ее единственным отличием от автомобилей этой марки, выпускаемых заводом, была установка штатной навигационной системы ГЛОНАСС GPS.
Хотя во время поездки сама «Калина» не была главной темой многочисленных интервью, которые давал премьер в пути, машина привлекала к себе много внимания, не в последнюю очередь благодаря канареечному цвету. А сам премьер не забывал похваливать тестируемый образец (правда, как выяснилось чуть позже, их было целых три).
На 380-м км пути, остановившись на заправочной станции, Путин рекомендовал «Калину» своим собеседникам, передвигавшимся на японских автомобилях: «Неожиданно на самом деле оказалась очень удобная, комфортная и надежная машина». Заодно он посоветовал им приобрести подобную модель.
Несмотря на то что машина, по некоторым сообщениям, пережила в ходе путешествия поломку, позже, на партконференции «Единой России» Путин делился лишь позитивными впечатлениями от поездки на 2,5 тыс. км. «Без преувеличения скажу— не ожидал даже. А ведь она сделана не на основе новой базы, хотя и с применением зарубежных элементов,— сказал премьер единороссам.— Просто хорошая машина при стоимости около $10 тыс.». Как сообщал ИТАР-ТАСС, по мнению Путина, «Лада Калина» оказалась лучше, чем «Лада Приора», которую он тестировал несколько лет назад. «Здесь и с места берет хорошо, и в салоне тише, просторно. Мне даже говорят, мол, не перехвалите. Но на вкус и цвет...». Своя заслуга
Однако в самом АвтоВАЗе возросший интерес к «Калине» связывают почти исключительно с собственной маркетинговой активностью. Как сообщили GZT.RU в концерне, рекордным продажам «Калины» поспособствовала, по мнению руководства компании, в первую очередь программа информационной поддержки в СМИ и рекламных кампаниях, проходивших весной— летом 2010 года. Второй основной причиной взлета популярности марки в компании называют участие автомобиля в программе утилизации, запуск которой сопровождался рекламной компанией «Разница? Разница есть!», «лицом» которой была выбрана в том числе и «Лада Калина».
Уверенно растет
По данным компании, в сентябре 2010 года на отечественном рынке продано 50 072 автомобиля Lada, что на 78,1% больше, чем в том же месяце прошлого года. Из них по программе утилизации продано 23 764 автомобиля Lada— рост на 9,1% по сравнению с августом. Темп роста общих продаж по сравнению с августом еще выше— 11%.
«Также в рамках программы утилизации было сделано выгодное предложение— „Lada Kalina в комплектации стандарт за 199 тыс. рублей, которое привлекло потребителей“,— указывают в концерне. „Результатом стало то, что летом модель окупила себя и стала приносить заводу прибыль“,— говорят представители компании. И лишь в последнюю очередь они указывают на такую причину, как „повышенное внимание лидеров общественного мнения к модели“. «Дайте мне, как у Путина»
Между тем опрошенные GZT.RU автодилеры указывают, что именно после поездки премьера много покупателей стали приходить и спрашивать о модели Lada Kalina Sport, которая раньше пользовалась гораздо меньшим интересом. «Зачастую именно так и спрашивают: „Дайте мне, как у Путина“»,— говорят автодилеры.
Премьер действительно способствовал росту интереса к автомобилю, считает аналитик Авто@Mail.Ru Денис Смольянов. «Его поездка стала хорошим пиар-ходом. „Лада Калина“ „светилась“ в газетах, на телевидении, абсолютно везде. Если бы АвтоВАЗ запустил массированную рекламную кампанию, эффект вряд ли был бы лучше»,— говорит эксперт. При этом Kalina Sport стоит достаточно дорого для продукции АвтоВАЗа— около 370 тыс. рублей. «Поэтому люди часто „переключаются“ на другие модификации „Калины“»,— отмечает Смольянов.
Между тем пиар, сделанный премьером, не единственная причина роста продаж модели. «Если бы Путин поехал на „Калине“ в самом начале кризиса, это бы не сработало, потому что у людей не было ни денег, ни желания покупать»,— говорит аналитик. Тогда как в настоящее время наблюдается рост покупательной способности россиян, что подтверждается ростом продаж автомобилей в целом. «К другим продавцам машин тоже выстроились очереди»,— напоминает эксперт.
При этом АвтоВАЗ оказался не готов к столь активному всплеску спроса. «Во многом до недавнего времени спрос сдерживался самим концерном, который не мог поставить нужное количество автомобилей»,— говорит Смольянов. Но сейчас эта проблема стала решаться. Очереди за авто
По свежим данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам января— сентября выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составили 1,32 млн, при этом в сентябре рост составил 55%.
Согласно данным АЕБ, наиболее продаваемой моделью по итогам девяти месяцев стала Lada 2105/2107, объем продаж которой вырос на 88%— до 99,1 тыс. штук. На втором месте Lada Priora, на третьем— Lada Samara, на четвертом— Lada Kalina. Замыкает пятерку лидеров Ford Focus (рост на 12%— до 45,5 тыс. штук), оттеснивший на шестое место Renault Logan.
ВАЗ впереди
В январе— сентябре 2010 года АвтоВАЗ увеличил продажи на 36%— до 367,7 тыс. единиц. Продажи группы ГАЗ выросли на 19%— до 50,5 тыс. машин, Sollers— на 34%, до 55,7 тыс., китайской Chery— на 128%, до 7,2 тыс., Lifan— на 114%, до 4,9 тыс., Mercedes-Benz— на 55%, до 14,6 тыс., BMW— на 27%, до 15,5 тыс., Kia— на 63%, до 77,7 тыс., Renault— на 21%, до 65 тыс. штук, Volkswagen Group— на 27%, до 92,3 тыс., Peugeot-Citroen— на 10%, до 36,9 тыс., Toyota Group— на 8%, до 62,9 тыс. автомобилей. Между тем продажи автомобилей General Motors снизились на 6%— до 107,1 тыс. машин, Ford— на 4%, до 67,9 тыс., Nissan Group— на 1%, до 51 тыс. штук, Mazda— на 39%, до 15,9 тыс. штук.
Лучшие рекламные лица
Специалисты по маркетингу отмечают, что главы государств и известные личности— лучшие рекламные лица для национальных брендов. «Использование главой государства автомобилей национального производства— традиционная положительная практика, таким образом они способствуют поддержке локального производства»,— сказал в комментарии GZT.RU дизайн-директор брендингового агентства Fitch Саймон Мориарти.
Эксперт припомнил и другие подобные примеры из мировой практики. К примеру, французские политики и дипломаты долгое время остаются верны автомобилям Citroеn DS, американский президент всегда использует произведенные в США автомобили, а принц Чарльз ездит на Aston Martin. А с появлением на рынке гибридных автомобилей, например Toyota Prius, многие известные западные бизнесмены и голливудские актеры стали использовать их, чтобы наглядно продемонстрировать свою заботу об окружающей среде, и это значительно повысило популярность гибридных машин, отметил Мориарти.
При этом влияние первых лиц государства на популярность брендов или продуктов касается не только автомобильного сектора. «Первые леди государств часто становятся законодательницами моды, их предметы гардероба и общий стиль одежды оказывают непосредственное влияние на модные тенденции»,— говорит эксперт.
* Илья Зиненко