Кабинет министров внес в Госдуму законопроект, вдвое понижающий ставку транспортного налога. Вместе с тем акцизы на топливо вырастут на три рубля. Нефтяники прогнозируют ощутимый рост цен на бензин. В законодательных органах власти регионов считают, что транспортный налог останется на прежнем уровне.

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 433789-5 «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй НК РФ», в котором предлагается уменьшить базовые ставки транспортного налога в два раза. Кроме того, для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. ставка может быть снижена вплоть до полного обнуления, но только на усмотрение региональных властей.

Для автомобилей мощностью до 100 л. с. базовая ставка составит 2,5 рубля, от 100 л. с. до 150 л. с. – 3,5 рубля, от 150 л. с. до 200 л. с. – 5 рублей, от 200 л. с. до 250 л. с. – 7,5 рублей, свыше 250 л. с. – 15 рублей. В то же время за субъектами сохраняется право увеличивать ставку налога в десять раз.

Вместе с понижением ставки транспортного налога вырастут акцизы на нефтепродукты на три рубля до 2013 года, по рублю ежегодно. Идея увеличить налог на бензин появилась в связи с предложением воссоздать дорожные фонды, которые должны будут аккумулировать средства для строительства и ремонта автодорог. «Этот рубль будет делиться пополам – в федеральный дорожный фонд и в региональный дорожный фонд», – пояснил ранее в интервью «Газете.Ru» глава Минтранса Игорь Левитин.

Кроме того, будет происходить ежегодная индексации акцизов на бензин. «Еще два года назад было принято решение об индексации акцизов, – напомнил «Газете.Ru» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. – В этом году акцизы увеличены на десять процентов, в 2011 и 2012 годах еще вырастут на десять процентов по отношению к предыдущему году. Плюс увеличение акциза на рубль каждый год в дополнение к этим десяти процентам. Также акциз облагается налогом на добавленную стоимость. Поэтому это не просто рубль, а существенно больше.

За три года цена на топливо только за счет изменения акциза вырастет на пять рублей – больше чем на полтора рубля каждый год. И это не говоря уже про инфляционные процессы».

В таком случае розничная стоимость бензина может пересечь психологическую отметку в 30 рублей. При таком сценарии, согласно данным опроса Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, 25% россиян вовсе откажутся от автомобиля.

За счет увеличения акцизов власти рассчитывают собирать до 62 млрд рублей в год. При этом, по данным Института социально-политических проблем, в 2008 году за счет транспортного налога казна пополнилась на 53 млрд рублей.

По прогнозам эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, в связи с ростом акцизов на бензин в России может существенно снизиться трафик. «Возрастет нагрузка на очень энергоемкие автомобили, а это, как правило, старые машины, – сказал он «Газете.Ru». – При этом транспортный налог сокращается вдвое, чтобы сгладить шоковый эффект от роста акцизов».

Не многие регионы согласятся отменить налог для маломощных машин.

«На фоне экономического кризиса и снижения дефицита бюджета очень редкие субъекты смогут отказаться от транспортного налога, – считает Абзалов. – Это смогут позволить себе только богатые нефтегазовые регионы, например Тюменская область или Ханты-Мансийский автономный округ. Дальний Восток, Калининград, кавказские республики вряд ли смогут отказаться от него. В Центральной России очень серьезная конкуренция между регионами. Поэтому, например, если Москва сохранит налог (а с большой долей вероятности так и произойдет), то Подмосковье может отменить его с целью повысить регистрацию автотранспортных средств».

Между тем, депутат Мосгордумы Александр Крутов заявил «Газете.Ru», что в регионах размер транспортного налога вовсе может не измениться. «Вдвое меньше налог не будет, - сказал он. - Здесь идет игра: уменьшена базовая ставка, но по-прежнему ее можно увеличить в десять раз».

Пока неизвестно, будет ли в Москве отменена ставка для машин мощность менее 150 л.с., однако в столице есть другая проблема – москвичи не платят транспортный налог. «В Москве уже более пяти лет владельцы авто менее 70 л.с. освобождены от транспортного налога, - сказал Крутов. - Мы могли бы отменить налог и для машин мощностью до 150 л.с. и нам не нужно для этого разрешение федерального закона, потому что субъект уже имеет право устанавливать льготы по уплате налога в зависимости от категории транспортного средства. Пока не знаю, будем ли уходить на 150 л.с., но уже сейчас полтора миллиона автовладельцев не платят транспортный налог».

В законодательном собрании Санкт-Петербурга заявили, что в регионе уже есть социальные категории лиц, освобожденные от уплаты транспортного налога. «Вполне возможно, по этому пути Петербург пойдет и дальше», – заявили «Газете.Ru» в региональном парламенте.

Изначально в этом году власти заявляли о полной отмене транспортного налога в связи с ростом акцизов. Так, в мае Минтранс предложил увеличить налоги на нефтепродукты вдвое и отменить транспортный налог. Идею Минтранса поддержал вице-премьер Сергей Иванов, заявивший, что транспортный налог будет упразднен уже в 2011 году. Однако в итоге власти приняли решение повысить акцизы на бензин и сохранить транспортный налог одновременно.