В России готовятся ввести водительские права для водителей мопедов и скутеров – законопроект, предусматривающий такие поправки, внесен в Госдуму. Он же предусматривает разделение на подкатегории для мотоциклов, грузовиков, автобусов и автопоездов, а также аккредитацию автошкол.

Водителей мопедов и скутеров в России собираются обязать получать водительские права – законопроект с изменениями в закон о безопасности дорожного движения и КоАП, вводящий подкатегории транспортных средств и аккредитацию для автошкол, внес в Госдуму глава комитета по транспорту, единоросс Сергей Шишкарев.

В случае принятия документа, в России получать права будут обязаны водители мопедов и скутеров. Кроме того, на подкатегории разделят мотоциклы, грузовики, автобусы и автопоезда

Законопроект предусматривает введение новой категории М – для владельцев мопедов, мокиков и подобных транспортных средств, на которые сейчас не требуется регистрация и получение водительских прав.

Для водителей мопедов предполагается ввести минимальное ограничение по возрасту – 16 лет и принимать у них только теоретический экзамен. Также мопеды смогут водить обладатели прав других категорий.

В ГИБДД «Газете.Ru» заявили, что в разработке данного законопроекта также принимали участие МВД и правительство, а комиссия по безопасности дорожного движения уже заявила о необходимости такого нововведения. «Это нужно для того, чтобы лицо, которое выйдет на дорогу, знало ПДД, – объясняет необходимость нововведения замначальника ГИБДД России Владимир Кузин. – Сегодня он купил мопед и поехал, не зная ни дорожных знаков, ни ПДД. А в этой ситуации (в случае введение категории М, – Газета.Ru») будет знать, поскольку его обучат».

Кузин добавил, что сейчас скутеристы, согласно правилам дорожного движения, несут ответственность как иные участники дорожного движения. В случае принятия законопроекта, все, кто сядет за руль скутера или мопеда будут нести ту же ответственность, что и другие водители на дорогах.

Согласно ПДД, мопед – двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см. и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К ним приравниваются и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. В настоящее время транспортными средствами с двигателями до 50 куб.см. можно управлять с 14 лет, их водители обязаны передвигаться в шлеме.

Также законопроектом вводятся подкатегории для других транспортных средств – такую возможность государствам предоставляет Венская конвенция о дорожном движении 1968 года.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, мототранспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/час и рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см., планируется отнести к подкатегории А1 (легкие мотоциклы), для грузовиков массой 3,5 – 7,5 тонн ввести подкатегорию С1, а автобусы вместимостью 8-16 человек помимо водителя отнести к подкатегории D1.

При этом, пишут законодатели, по оценкам ФТС, ежегодный ввоз в страну мопедов составляет от 20 до 30 тысяч штук, соответственно, за последние десять лет их число приближается к 300 тысячам. Вместе с тем официальной статистики по количеству таких транспортных средств на российских дорогах не существует.

Кроме того, в первом полугодии 2010 года по вине водителей мопедов произошло 2676 ДТП, в которых погибли 118 и были ранены 3046 человек. Это 41,4% от общего числа происшествий с участием мототранспорта.

С инициативой ввести водительские права для владельцев мопедов депутаты выступают не в первый раз – в 2008 году с подобной инициативой вышли депутаты заксобрания Краснодарского края. Нынешний законопроект также предусматривает введение аккредитации для автошкол, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей – в соответствии с распоряжением правительства от 15 июля 2010 года.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин подчеркивает, что с введением водительских прав для водителей мопедов Россия приближается к мировой практике (в соответствии с Венской конвенцией о дорожном движении от 1968 года), однако только обучать ПДД водителей скутеров недостаточно, а цифры статистики аварийности не слишком убедительны для такой глобальной меры.

«Что-то делать с этой ситуацией нужно, но очень сомневаюсь, что нужно обязывать водителей сдавать экзамен на право управления. Скорее всего, как и во всем мире, можно зайти с другой стороны, и начать строить для велосипедистов и скутеристов специальные дорожки, где это возможно, либо вести обе меры параллельно» – говорит Травин – «У нас дорожек нет, и водители мопедов просто вынуждены ездить по дорогам общего пользования. Государство, не имея возможности или желания их строить, пытается уравнять велосипедистов и скутеристов с водителями «КамАЗов». Не получится, потому что конструктивная скорость скутера несопоставима со скоростью других транспортных средств, и скутерист всё равно будет находиться в проигрышном положении».