На сайте Министерства промышленности и торговли РФ снова начал действовать монитор выдачи субсидируемых государством кредитов на покупку автомобилей.

Экран, отображающий ход выполнения государственной программы льготного автокредитования, исчез с сайта Минпромторга еще в конце прошлого года. Видимо, министерству не хотелось лишний демонстрировать тот факт, что до заявленной цифры (100 тысяч автомобилей) программа не дотянула на 30%.

В начале года монитор тоже не действовал – заработавшиеся на благо народа чиновники попросту забыли продлить срок действия программы, и подали документы на согласование в заинтересованные ведомства лишь в конце декабря. Поэтому пока в статистике министерства лишь две цифры – итоги по состоянию на 25 февраля и 4 марта.

Сразу бросается в глаза, что количество поданных заявок возросло. В прошлом году каждую неделю в банки, участвующие в программе, приходило порядка трех тысяч «просителей». Сейчас их количество составляет примерно пять тысяч.

А вот количество выдаваемых кредитов практически не изменилось. Как и в прошлом году, одобрение покупки автомобиля по сниженной кредитной ставке еженедельно получают менее двух тысяч заявителей. Это означает, что процент отказов в выдаче льготного автокредита вырос. В прошлом году банки удовлетворяли примерно половину поданных заявок, а сейчас счастливчиками становятся только 40% жаждущих государственных благ.

Причины этого видятся простыми. К настоящему моменту количество банков, участвующих в программе, возросло со считанного количества «первопроходцев» до более чем сотни. Соответственно, выросло и число мест, куда можно прийти и попросить кредит. Это позволяет людям обращаться не в один банк, а в несколько (аналогичная ситуация давно существует и при получении «обычного» кредита). Однако не подлежит сомнению, что подавляющее большинство реально выданных кредитов по-прежнему проходит через отделения Сбербанка РФ (в прошлом году «главный российский банк» обеспечил порядка 90% государственной программы льготного автокредитования). Поэтому количество одобрений и не выросло – их основной канал остался прежним.

Напомню, что в ходе реализации программы льготного автокредитования у Минпромторга появились сильные сомнения в ее эффективности, и поднимался вопрос о ее закрытии (срок существования программы изначально был определен до конца 2009 года). Однако в итоге действие программы решили продлить на 2010 год - надо было «осваивать» уже выделенные из бюджета средства, не отдавать же их обратно в казну.

Если темп выдачи субсидированных кредитов сохранится, то до конца года (с учетом потерянных из-за головотяпства чиновников полутора месяцев), по программе может быть продано порядка девяноста тысяч автомобилей. Впрочем, программа может получить «третье дыхание». Речь идет об отмене ценового ограничения в 600 тыс. рублей, под которое попадают участвующие в программе автомобили. О том, что по льготному кредиту должны продаваться все производимые в России машины, заявлялось еще в октябре прошлого года. Прошло почти пять месяцев, а чиновники все еще «обсуждают вопрос». Примерно столько же времени заняла и первая либерализация, когда ценой порог был увеличен с первоначальных 350-ти тыс. рублей до шестисот тысяч.

Если ржавые колеса российской бюрократии, наконец, провернуться, это может вызвать рост числа желающих приобрести автомобиль по субсидируемому государству кредиту. Однако не факт, что это увеличит количество выдаваемых кредитов, как не увеличил его рост числа участвующих в программе банков.

Впрочем, первая ласточка в ожидании весны уже прилетела. В перечне банков, зарегистрированных Минпромторгом в качестве участников программы льготного автокредитования, значится ЗАО «Тойота Банк». Это притом, что Toyota производит в России только модель Camry, цена которой выше лимита. Если этот ценовой предел будет отменен, поучаствовать в программе могут захотеть и другие банки, аффилированные с автопроизводителями.

Автор: Алексей Захаров, аналитик проекта Finamauto.Ru