Для того чтобы понять причины успеха европейских программ стимулирования продаж автомобилей, нужно смотреть на ... цены на местном вторичном рынке в соотношении с выплатой за утилизацию.

Например, в Германии за сдачу машины в утиль ее владелец получал 2500 евро. Что за эту цену предлагает вторичный рынок? Первая же доска объявлений в интернете дает Ford Mondeo 1999 года выпуска, FIAT Multipla (2000), Renault Megane (2000), Alfa Romeo 156 (1999), Subaru Legasy (1997), VW Polo Highline (1998) и даже Mercedes Benz C180 (1997). Этот список можно продолжать до бесконечности, но не буду, дабы не провоцировать нездоровые настроения среди читателей.

С точки зрения программы утилизации такой уровень цен вторичного рынка означает только одно: владельцам старых машин выгоднее сдавать их в утиль, нежели выставлять на продажу.

Ситуация на российском рынке автомобилей с пробегом иная. И дело даже не в том, что в пределах 50 тысяч рублей (именно такую сумму предлагает владельцам «развалюх» правительство – за вычетом трех тысяч на утилизацию и транспортных расходов «до дилера») можно купить «Оку», «семерку» (естественно, ВАЗовскую, а не BMW) , «Москвич 2141» или Toyota Carina двадцатилетней выдержки. Основное отличие российской «вторички» от немецкой состоит в том, что подобных предложений немного.

В качестве примера возьмем базу данных газеты «Из рук в руки». Всего предлагается на продажу пять с небольшим тысяч автомобилей, выпущенных не позднее 2000 года (условие сдачи на утилизацию – возраст не менее 10 лет). Из них машин с ценой ниже 50 тыс. рублей – порядка пятисот единиц.

Получается, что только десять процентов владелецев «старушек» потенциально готовы сдать их в утиль. Остальные надеются выручить за них больше. Иномарку десятилетнего возраста дешевле 100 тыс. рублей можно и не искать (разве что битую в хлам). Это означает, что вторичный рынок будет составлять конкуренцию программе утилизации.

Мне могут возразить: существует много автомобилей, которые попросту не выставляются на рынок по причине отсутствия перспектив продажи – а вот в утиль они отлично пойдут. Однако здесь чиновники зарыли собаку. Дело в том, что условия программы утилизации требуют сдавать полностью укомплектованный автомобиль. Много ли вы видели машин, которые не ездят – но при этом на них все цело? Что-то снял и продал рачительный хозяин, что-то отвинтили не менее рачительные хозяева других машин, к оставшемуся приложили руку малолетние хулиганы… В общем, перед сдачей на утилизацию автомобиль придется доукомплектовывать.

В довершение всего, понятие «полностью укомплектованный автомобиль» в документах государственной программы не определено. Ясно, что у машины должно быть лобовое стекло – но вот можно ли его просто бросить в салон, или придется непременно выполнять его установку?

С другой стороны, дилеры явно не жаждут участвовать в этом мероприятии. Их можно понять: кредитовать государство с неясными перспективами срока возврата этого кредита мало кому захочется. Так что можно с достаточной степенью вероятности предположить, что при сдаче машины дилер будет требовать от владельца комплектации «как только что с конвейера». Это означает, что к расходам на утилизацию и на транспортировку добавляются затраты на доукомплектование – причем затраты не только денег, но и времени с нервами. Это не позволит пополнить ряды «сдатчиков автомобильного металлолома», изрядно потрепанные вторичным рынком.

Следует отметить, что ценовая ситуация на «вторичке» (причем не только на российской, но и на немецкой) сложилась именно в результате таможенной политики нашего правительства. До определенного момента рубрики объявлений «Продам авто» были наполнены строками «машина два дня как из Германии». Сначала выросшие пошлины поубавили число таких фраз, а с января прошлого года их число и вовсе сошло на нет. В Германии упал спрос, а вместе с ним, и цены. В России все произошло «с точностью до наоборот». Получается, что чиновники увеличением пошлин одновременно и обеспечили успех стимулирования продаж автомобилей в ФРГ, и заложили предпосылки неудачи аналогичной отечественной программы.

Автор: Алексей Захаров, аналитик проекта Finamauto.Ru