В ночь на среду на заседании правления GM в Детройте было приняло решение не продавать Opel поскольку деловая обстановка в Европе улучшилась. Исполнительный директор концерна пообещал, что в скором времени правительству Германии будет представлен план полной реструктуризации. Также, по его словам, General Motors продолжит развивать свой бизнес в России и возобновит работы напрямую с группой "ГАЗ".

Премьер-министр западногерманской земли Гессен Роланд Кох возмущен решением американского концерна General Motors не продавать свою дочернюю компанию Opel консорциуму Сбербанка и канадско-австрийской компании Magna International Inc. Это решение похоронило продолжавшиеся в течение месяцев напряженные переговоры вокруг продажи Opel.

В заявлении премьер-министра Гессена, где расположены головное предприятие и штаб-квартира автомобильной компании, говорится, что Роланд Кох "поражен и одновременно раздосадован" новым решение американских хозяев этого старейшего немецкого автопроизводителя.

"В свете негативного опыта последних лет по поводу корпоративной политики General Motors я испытываю большое беспокойство по поводу будущего компании и её рабочих мест", - указал также гессенский премьер. Он также выразил надежду, что General Motors будет сам нести теперь необходимые финансовые издержки по поддержанию на плаву Opel, "чтобы немецкому налогоплательщику не был нанесен ущерб".

Срыв этой уже, казалось, практически полностью согласованной сделки, безусловно, подорвет также доверие ко всему корпоративному миру США и отчасти к нынешней американской администрации Барака Обамы, которой в настоящее время, фактически, принадлежит General Motors, в деловых и политических кругах ФРГ, активно добивавшихся ее осуществления и выделивших ради этого значительные финансовые средства.

Спокойно воспринял новость о том, что General Motors решил сохранить за собой германский Opel, российский вице-премьер Александр Жуков. Он считает, что для правительства России главное - это поддержка отечественного автомобилестроения. "У нас столько проблем со своим автопромом, что сейчас наш главный приоритет - это поддержка собственной автомобильной отрасли, в том числе и Горьковского автозавода, - сказал он. - Российская экономика уже прошла низшую точку кризиса и есть перспективы подъема отечественной автомобильной промышленности".

Эпопея с продажей американским автомобилестроительным гигантом General Motors своего европейского подразделения Opel/Vauxhall закончилась неожиданно, но вместе с тем логично: на протяжении самого тяжелого для компании периода, когда ей срочно нужны были финансовые вливания, решение вопроса постоянно затягивалось, а теперь, с улучшением глобальной экономической ситуации и возвращением спроса на автомобили, необходимость быстро расстаться с Opel для GM отпала.

Изначально GM, который после нескольких лет неэффективного менеджмента не смог справиться с кризисными явлениями на автомобильном рынке и был вынужден пройти через банкротство и финансовое оздоровление, рассматривал несколько вариантов действий в Европе: продажа контрольного пакета Opel консорциуму в составе канадского производителя автокомпонентов Magna и Сбербанка РФ, продажа бельгийской инвесткомпании RHJ, сохранение контроля над Opel и, наконец, банкротство европейского подразделения.

Окончательное решение по Opel многократно переносилось из-за разногласий между основными заинтересованными сторонами - GM и правительством Германии. В выборе между двумя претендентами на покупку Opel ни GM, ни Германия своих предпочтений не скрывали. GM неоднократно заявляла, что считает более простым вариантом сделку с RHJ, так как продажа Opel консорциуму Magna и Сбербанка порождает много вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью.

Правительство Германии, в свою очередь, однозначно высказывалось в пользу предложения Magna и Сбербанка, так как оно позволило бы сохранить максимум рабочих мест на предприятиях Opel в ФРГ. Германия не является акционером Opel, значимость ее позиции в этой сделке определялась готовностью предоставить покупателем автоконцерна госгарантии.

В конце августа стало известно, что GM может прибегнуть к помощи других стран - США, Великобритании, Испании, Польши - для финансирования реструктуризации Opel, а также вложить собственные средства, сохранив контроль над Opel.

Наблюдатели неоднократно отмечали, что с приближением решающих раундов борьбы за Opel ситуация все больше приобретает политическую окраску. Однозначно на эту тему высказался Олег Дерипаска, контролирующий группу "ГАЗ" (она рассматривалась консорциумом Magna и Сбербанка как российский индустриальный партнер в случае покупки Opel). "В случае с Opel дело еще и в суевериях Госдепа США", - говорил Дерипаска.

В начале сентября совет директоров GM все же одобрил предложение Magna и Сбербанка, которое активно поддерживали не только правительство Германии, но и профсоюзы (а без их одобрения невозможно провести сокращения, необходимые для реструктуризации бизнеса Opel).

В итоге совет директоров GM решил собраться еще раз 3 ноября, чтобы проанализировать последние события. В преддверии совета источники Financial Times в GM говорили, что в руководстве американского концерна есть сторонники сохранения контроля над Opel, однако, скорее всего, решение о продаже Magna и Сбербанку будет подтверждено. Однако после заседания, которое, по данным FT, продолжалось 6 часов, GM заявил, что не будет продавать Opel.

Эксперты сомневаются в возможностях GM санировать Opel

Между тем европейские эксперты выражают сомнения в том, что в распоряжении GM имеется достаточно средств для санации предприятий дочернего концерна. По мнению руководителя центра CAR профессора Фердинанда Дуденхёффера, в Детройте принято весьма рискованное решение. Возможности дальнейшего развития Opel в рамках материнского концерна будут весьма ограничены.

Кроме того, трудно будет проводить реструктуризацию, учитывая крайнюю разочарованность работников европейских заводов, и с недостаточно эффективным менеджментом. Все это может обернуться для GM серьезными потерями, для компенсации которых не хватит финансовых средств, считает Дуденхёффер.

Скептически оценивает дальнейшую судьбу Opel член наблюдательного совета компании Армин Шильд. По его мнению, в случае, если европейские предприятия Opel останутся в составе GM, им грозит банкротство.