Тольятти напрягся в ожидании уличных выступлений рабочих с «АвтоВАЗа». Спецслужбы прослушивают телефоны активистов, в то время как администрация завода предоставляет им «черные списки». За тем как город готовится к митингам, наблюдал корреспондент «Газеты.Ru».

С приближением даты протеста рабочих «АвтоВАЗа» против массовых сокращений, администрация завода усиливает борьбу с недовольными. «Одним угрожают увольнением в первую очередь. Другим, наоборот, говорят: выйди из независимого профсоюза, мы тебя на доску почета повесим», – рассказывает главный бунтарь завода, наладчик Петр Золотарев. Он глава независимого профсоюза «Единство», организующего 17 октября в Тольятти протестный митинг. Добраться до него непросто даже на такси: профсоюз сидит в самом, наверно, отдаленном из автовазовских зданий на окраине Тольятти. Вокруг здания – безлюдные осенние огороды, напротив окон профсоюза расположилась стая бродячих собак.

Само «Единство» занимает одну-единственную комнатку в конце коридора на первом этаже, в которую едва вмещается красное знамя-транспарант и столы руководства.

День протеста, признает Золотарев, выбран специально: накануне автовазовцы, наконец, узнают пофамильно, кого из них уволят к концу года. До сих пор протестные акции Золотарева собирали по полтысячи–тысяче человек. Теперь их может оказаться во много раз больше. Впрочем, пока что «Единство» переживает не приток, а отток сторонников. «Они стараются показать свою лояльность руководству, – поясняет Золотарев, ничуть этим явлением не смущенный. – Чтобы не попасть в число уволенных».

Надо сказать, что в официальных внутренних документах завода слова «увольнение» и «сокращение» вообще не встречаются. Все это называется «освобождением работников». Тем не менее свободы практически никто не хочет, несмотря на упавшие вдвое зарплаты, с одной стороны, и компенсацию, которую обещают уходящим добровольно (от 97 до 170 тысяч рублей). Логика, поясняют профсоюзники, простая: на 100 тысяч можно начать новую жизнь только в деревне. А немалую часть рабочих «АвтоВАЗа» составляют именно те, кто в свое время вырвался из деревни, переехав из соседних сел на производство. Для них эти компенсации значат гораздо меньше, чем возможность и дальше работать в городе. Рабочие согласны перетерпеть отсутствие средств на жизнь (терпели же в 90-е), если сохранится хотя бы надежда, что потом все наладится, вернутся приличные зарплаты, которые позволят выплатить ипотеку.

А также отпуска, путевки и льготные автомобили («семерку» еще в прошлом году работник завода мог купить за 160 тысяч рублей; сейчас программу прикрыли).

Эти советские идеалы здесь кажутся смешными не более, чем красный флаг в кабинете профсоюзника и борьба с оппозицией через доску почета. Если верны утверждения, что моногорода – реликты советского индустриального прошлого, то Тольятти – самый реликтовый город-миллионер в России. Быт здесь за последние 20 лет изменился минимально. Дело даже не в том, что 95% местного автопарка – «Лады» и «Нивы», а местный МЧС катается на раритетных «Надеждах». Сам город тоже кажется законсервированным в 1980-х. Здесь, к примеру, почти напрочь отсутствует привычная москвичам «точечная застройка».

Все местные миллионеры, подавляющая часть которых разбогатела, кстати, на том же «АвтоВАЗе», сбились в один большой поселок разномастных вилл на берегу Волги, в сосновом лесу, рядом с главной местной достопримечательностью – памятником Татищеву. В городе это место называют «Долина бедных».

А в городе живут как привыкли. Здесь даже в ресторанах никогда не обедают – в них торжественно «выходят». Патологически малое число коммерческих общепитов компенсируется тем, что при каждом предприятии есть развитая сеть ведомственных столовых и буфетов (кстати, буфетчицы по-прежнему работают в кружевных кокошниках). Интернет в городе проведен в одно из девяти жилых зданий. Главное развлечение – хоккей в местном клубе «Волгарь» (у тольяттинской команды «Лада» сейчас тоже проблемы. В четверг ею было принято решение о забастовке, поскольку хоккеистам тоже перестали выплачивать зарплату).

Напряжение в городе растет, и местные спецслужбы всерьез опасаются протестов. Даже несмотря на то что митинг состоится на пустыре у Дворца культуры и техники, где до ближайших административных зданий – километры, а до завода пешком вообще не дойти. Активистов-протестантов прослушивают и даже «прозванивают», рассказывает заместитель Золотарева: «Звонят и уточняют, «будете ли вы на митинге?» Так списки и составляют». «Меня наверняка и сейчас прослушивают», – уверен Золотарев. Впрочем, он думает, что конкретно на его митинге никаких столкновений не будет.

Куда опаснее рабочие, уже знающие о том, что их уволят, но продолжающие до 14 декабря ходить в цех, в соответствии с Трудовым кодексом. Работать они будут спустя рукава – в лучшем случае. В худшем возможен откровенный саботаж.

В тольяттинском ГУВД разговаривать отказываются. Это молчание власти порождает самые разнообразные слухи. К примеру, часть автовазовцев уверена, что в заводские общаги за последние месяцы подселили сотню переодетых омоновцев – на случай беспорядков. Другое следствие секретности – общая запуганность. Большинство рабочих ведут себя крайне скрытно. Как рассказывают активисты, один работяга после перевода на 6-тысячную зарплату начал плакать и кричать в профкоме, что у него два кредита и две дочери. А когда к нему направили французских телевизионщиков, он заперся у себя в квартире и наотрез отказался с ними беседовать.

Даже анонимно – «они узнают». Даже по телефону – «они услышат». И даже по домофону – «Они тут наверняка везде жучков понаставили. Вы уедете, а мне тут еще жить».

Анна Перова работает в пресс-службе и ничего не боится. Ее однажды пытались лишить премии, но она подала в суд на руководство и выиграла дело. Теперь она уверена, что ее не тронут. То, как организовано производство на заводе, и то, какие машины он выпускает, Перова безжалостно критикует: «Машины у нас получаются плохие». Хотя, конечно, поясняет она, в этом все виноваты. И рабочие, и бригадиры, и менеджеры, и поставщики: «Лады», из их металла наштампованные, за три месяца на складе успевают ржавчиной покрыться».

Перова объясняет все это в диско-кафе «Бродвей», в Новом районе. Здесь кофе стоит целых 20 рублей, поэтому вечером никого нет – дорого. «Я считаю, что «АвтоВАЗ» хотят сознательно довести до банкротства и распродать по частям. У нас же каждое производство, каждая линия, – отдельный мини-завод. Желающих купить выгодные линии много. А целиком никто не потянет. На заводе многие уверены, что новый президент ОАО «АвтоВАЗ» Комаров и его «московская» команда сознательно ведут дело к этому результату. Тогда и заводским, и всему городу придется по-настоящему плохо».

Альтернативу распаду Перова, как и многие ее коллеги, видит только одну: национализацию и полную смену менеджмента. «Спасти завод иначе уже нельзя. Слишком далеко болезнь зашла.» – говорит она и начинает сыпать примерами. Вот пример борьбы с пьянством: «Буквально вчера напоролась в цеху на коллегу: пьяный в зюзю, на одной ноге сапог, на другой кед – а ведь несколько недель их гоняли». Пример борьбы за качество: «Раз в неделю с начала лета бригадиры собирают своих подчиненных и устраивают им «Час качества», то есть15 минут вяло ругают за халтуру». Пример борьбы за экономиию:

«Когда команда главных сменилась, пригласили кормить автовазовцев одну московскую фирму. При этом завод по договору должен им компенсировать недополученную прибыль. Так пока был простой, одна эта фирма 70 млн. рублей заработала, ничего не сделав».

А пока Тольятти замер в ожидании решения автовазовских судеб, 34-летний Сергей свой выбор уже сделал. Он с завода ушел, получил компенсацию, переехал за Волгу, в горы, и завел там пасеку. «У меня свой бизнес», – говорит Сергей с нескрываемой гордостью. Мед сейчас везде в цене. Кстати, в Самару экс-автовазовец возит его сдавать на «Ниве».