На фоне падения вдвое продаж новых автомобилей, вторичный авторынок России в первом полугодии 2009 года сжался только на 10 процентов.

Согласно информации агентства АВТОСТАТ, за первые шесть месяцев текущего года в России нашли новых владельцев 1,866 миллиона автомобилей. Это всего на 10,15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2,077 млн. единиц).

Безусловным лидером российского вторичного рынка является продукция волжского автозавода. За полгода было перепродано почти 800 тысяч машин марки LADA (43% от рынка в целом). Самой популярной является «классика» (323,3 тыс. единиц), за ней идут Samar’ы (269,6 тыс. автомобилей) и модели семейства 2110 (144 тыс. машин).

Среди зарубежных брендов также с большим отрывом лидирует Toyota (217 тыс. единиц). В отчете отмечается, что ее лидерство обусловлено широким распространением за Уралом. А вот в европейской части страны позиции Toyota выглядят скромнее – она лишь третья-четвертая.

Следом идет Nissan (80,7 тыс. единиц), Mitsubishi (51,9 тыс. единиц), Volkswagen (46,7 тыс. единиц), Ford (46,5 тыс. единиц), Honda (46,5 тыс. единиц), Mercedes-Benz (40,9 тыс. единиц), Hyundai (39,4 тыс. единиц), Mazda (35,2 тыс. единиц), Audi (33,4 тыс. единиц) и Opel (32,9 тыс. единиц).

Согласно мнению аналитиков АВТОСТАТа, «для многих автомобильных дилеров торговля подержанными автомобилями сейчас становится тем «спасительным кругом», зацепившись за который они смогут выплыть из нынешнего финансового водоворота». С этим трудно согласиться.

Действительно, некоторое оживление на «официальном» вторичном авторынке намечалось. В основном оно было связано с отменой двойного налогообложения по операциям trade-in. Однако неблагоприятная экономическая ситуация, внесшая на вторичный рынок высокую неопределенность, заставила многих дилеров если не свернуть, то сократить деятельность в этой сфере. С другой стороны, заметно активизировались компании, специализирующиеся на торговле исключительно автомобилями с пробегом.

Причины невысокой активности «первичных» дилеров понятны. Для вторичного рынка характерна сильная зависимость экономики проекта от его масштабов. В качестве примера можно привести программу BlueFish (Группа компаний «Рольф») «Обслуживая» большинство дилерских центров Группы, программа показывает неплохие результаты. В других дилерских компаниях, имеющих по несколько торговых центров, прослеживаются те же тенденции к «укрупнению». Мультибрендовые дилеры практикуют обмен между торговыми точками автомобилями с пробегом для сосредоточения «вторички» определенной марки в одном месте.

Однако основной объем российскому вторичному авторынку дает все же «частник». Отдельные попытки внедрить у нас в стране такую популярную за рубежом форму торговли, как аукцион автомобилей с пробегом, пока успехом не увенчались.