Jaguar XE — автомобиль, который сами производители считают «самым совершенным спортивным седаном» из всех, которые когда-либо создала компания. Для этого действительно есть основания — при своей относительно скромной цене в 1,9 млн рублей XE способен порадовать водителя даже в те дни, в которые езда по зимней Москве приносит лишь боль и унижение.

Младший в семье

Фирменный стиль автомобилей Jaguar обладает любопытным свойством: даже если совсем не разбираешься в марках авто, то, скорее всего, все равно обратишь внимание на поджарый седан, плавно пробирающийся в плотном потоке столичных иномарок. Этот эффект достигается не броскими и вычурными элементами дизайна, а общими пропорциями и мелкими деталями, которые в целом делают XE белой вороной в стае.

Этот фактор еще важнее для потенциального покупателя, ведь XE спустя годы появился в линейке автомобилей Jaguar, чтобы конкурировать с моделями среднего класса у премиальных марок: BMW «трешкой», «цэшкой» Mercedes и Audi A4.

Однако, в отличие от хорошо знакомых и примелькавшихся на российском рынке конкурентов, XE по-прежнему выглядит освежающей экзотикой на наших дорогах.

В распоряжении «Газеты.Ru» оказался XE в комплектации Prestige — второй по дороговизне после базовой Pure, от которой «престижный» собрат отличается более роскошной отделкой салона с кожей, металлическими накладками на пороги и другими мелкими деталями.

Первые ощущения от XE призывают из глубин памяти тест-драйв его старшего брата — длинного и громоздкого, как карета английской королевы, Jaguar XJ.

«Спасибо тебе за компактность, дружок», — поглаживаю я XE по приборной панели, паркуясь на одной из улиц Москвы.

И действительно, седан вышел относительно компактным для своего класса: 4,6 м в длину, 1,85 м в ширину и с колесной базой 2,8 м. При этом масса машины — всего 1530 кг. Отчасти это объясняется тем, что сами производители называют «гордостью модели», — алюминиевым корпусом, который собран без применения сварки, только при помощи клея и заклепок.

Как уже было сказано, экстерьер авто цепляет глаз. При этом, подумав с минуту-другую, затрудняешься сказать, что именно в облике машины выделяет его из прочих. Фирменный стиль, который некоторые называют скучным или невыразительным, на самом деле, скорее, отдает дань британской чопорности и строгости, от него веет легким холодом.

В первую очередь это точеные линии корпуса, геометрия которого одновременно намекает и на спортивные амбиции авто, и на его благородную представительскую функцию. В этом смысле особенно конструкторам удалась передняя часть кузова — фирменный нос с горбинкой, широкая радиаторная решетка с эмблемой морды ягуара и раскосые «глаза»-фары с изогнутыми «бровями» придают машине свой неповторимый хищный взгляд.

Правда, не могу вновь не отметить — старая эмблема в виде замершего в прыжке ягуара по-прежнему более узнаваема и заставляет вспоминать о себе с ностальгией.

Отмеренная доза роскоши

Пересаживаться в XE по свежим впечатлениям от XJ забавно — интерьер выдержан в узнаваемом стиле, но он на порядок аскетичнее и явно рассчитан на другую аудиторию. И дело даже не в том, что целевая аудитория XE скромнее — она при этом моложе и задорнее.

Садясь внутрь, ты не утопаешь в неприлично мягкой коже, а устраиваешься в эргономичном и довольно плотном кресле с широкой боковой поддержкой. К нему нужно привыкнуть, но потом чувствуешь себя довольно комфортно.

Фирменная деталь — место, где смыкаются лобовое стекло и торпедо авто, образует полукруг. Он не оформлен полированным деревом, как в XJ, однако выглядит милым и запоминающимся приветом от родственной линейки авто.

В целом интерьер аскетичен, но общее настроение автомобиля не предполагает дороговизны. Скорее, XE сулит тебе акцент на движении, а не на том, насколько комфортно ты будешь проводить время в салоне.

Да, пластик салона мог бы местами выглядеть дороже. Но нужно ли это? Не уверен. Он приятного серого цвета и неплох на ощупь, чего же более.

Руль крупный, отлично лежит в руке, вызывая ассоциации со штурвалом. Благодаря продуманной конструкции, он совсем не закрывает приборную панель. Сама панель отображает стандартный набор данных, но в качестве бонуса приятно меняет подсветку в зависимости от режима езды. Причем в темное время суток светодиоды салона создают очень уютное ощущение.

Вместо привычного рычага автоматической коробки — фирменная «шайба». Если человек впервые садится за руль Jaguar, то он на время «зависает». Но если опыт уже был, то встречаешь ее как старого друга. Действительно, шайба селектора здорово экономит пространство, и так просчитанное и поделенное до сантиметра различными клавишами управления. При этом, когда машина заводится, шайба плавно выдвигается из углубления, рождая ассоциации с запуском диковинного космического корабля.

Справедливости ради стоит вновь покритиковать мультимедийный центр управления функциями авто, чей 8-дюймовый экран постоянно привлекает к себе внимание. Делает он это неспроста — инженеры, очевидно, рассчитывали, что экран станет другом и помощником водителя, помогая ему несколькими нажатиями клавиш выполнять любое желаемое действие. Но на практике все не так просто.

Например, чтобы включить зимой столь необходимый подогрев сидений, требуется в буквальном смысле поколдовать с экраном. Почему бы не вывести эту функцию отдельной кнопкой?

И конечно, места сзади для пассажиров не так уж много. Да, если вы скромного телосложения юноша или тем более стройная девушка, то XE гостеприимно примет вас в свои объятия. К людям крупной комплекции он будет уже не так дружелюбен. Вероятнее всего, прежде чем тронуться, вам придется договориться с сидящим впереди человеком об оптимальном положении его кресла.

Что касается 455-литрового багажника, то к нему вопросов нет. Такого объема и ожидаешь от автомобиля соответствующего класса. Отдельное спасибо производителю за крючки для пакетов из супермаркета и розетку на 12V!

Выпрыгивая из сугроба

Но самой главной, конечно, остается динамика автомобиля. В распоряжении редакции был XE с 2-литровым турбированным бензиновым двигателем мощностью 240 лошадиных сил и 8-ступенчатой автоматической коробкой передач. Это не самый мощный двигатель, устанавливаемый на XE: в более дорогих модификациях владелец получит трехлитровый V6 на 340 лошадиных сил.

Однако и этого двигателя вполне хватало, чтобы получить удовольствие от скоростной езды. Благодаря алюминиевому корпусу и хорошему распределению массы Jaguar ловко прыгает из ряда в ряд, без труда позволяя обгонять соседей по полосе.

Всего в распоряжении водителя три режима езда — стандартный, экономичный и спортивный. Бонусом к ним идет еще осенне-зимний, в котором автоматика автомобиля уделяет повышенное внимание сцеплению с дорожным покрытием. Даже в стандартном режиме Jaguar легко ускоряется, относительно равномерно сохраняя ускорение на разных скоростях. Спортивный режим, в свою очередь, держит стрелку тахометра в правой части табло у самой красной зоны, выжимая максимум возможностей из турбомотора.

Заявленного времени разгона до «сотни» за 6,9 секунды, как водится, на практике добиться не удалось, однако свои 7,5 секунды Jaguar честно продемонстрировал.

Вдобавок если хочется ощутить полный контроль над ситуацией, то подрулевые лепестки позволят поиграть с переключением передач самостоятельно. Впрочем, чтобы обыграть автоматическую трансмиссию, понадобится недюжинный опыт — коробка не вызывает никаких вопросов, меняет передачи плавно и без ощутимой задержки, тонко реагируя на ситуацию.

Поскольку тестирование проходило зимой на заснеженных и обледенелых дорогах Москвы, то отдельно стоит упомянуть и ASPC (All Surface Progress Control). Она работает как круиз-контроль на малых скоростях (до 30 км/ч), самостоятельно отмеряя необходимую тягу для колес, позволяя водителю сконцентрироваться на рулевом управлении. Эта система по умолчанию устанавливается на все XE с автоматической коробкой.

Резюме

Jaguar XE — достойный представитель спортивных седанов от Jaguar, машина со своим лицом и характером. Ее стиль достаточно индивидуален, чтобы вызывать весьма полярные эмоции среди автолюбителей, наживая в равной степени фанатов и недоброжелателей.

При этом по существу критиковать модель довольно сложно: в своей ценовой категории он предлагает хорошее качество и ту долю индивидуальности, которую пока что сохраняет это авто на российском рынке.

Другой вопрос, что автомобили Jaguar едва ли можно встроить в привычную картину потребительских запросов. XE в равной степени может быть использован для поездки за город, путешествий с семьей и друзьями, катания по ночной Москве или марш-броска до «Ашана», но в то же самое время у него нет ярко выраженных достоинств перед более «специализированными» конкурентами.

Jaguar остается верен себе: он отвечает не на вопросы «Куда?» и «Зачем?», а на вопросы «Как?» и «Что я при этом буду ощущать?».

Однако стоит быть готовым к тому, что минимальная планка в 1,9 млн рублей на практике вырастет до минимум 2,3 млн рублей, а скорее до 2,5–3 млн — именно за такую цену автомобиль предлагается с многочисленными опциями в виде более мощного двигателя и улучшенного интерьера.