Дрифтинг — вид автоспорта, имеющий массу поклонников во всём мире, стал очень популярным и в России. Управление автомобилем в состоянии заноса требует от пилота большого мастерства. Профессионалы дрифтинга искусно выполняют зрелищные заносы на крутых поворотах трассы. Пилоты управляют мощностью двигателя, регулируют ход нажатием педалей, меняют передачи и чётко поворачивают и перехватывают руль при переходе из одного поворота в другой. Дрифтинг — это в первую очередь демонстрация наивысшего контроля над машиной.

Для того чтобы машину легче было пустить в занос перед поворотом, и войти в него под максимальным углом к траектории трассы, главным требованием к дрифтовому автомобилю становится привод на задние колёса.

Иногда в соревнования по дрифтингу допускаются полноприводные автомобили, которые переделаны под заднеприводные, такие как Subaru Impreza WRX STI и Mitsubishi Lancer Evolution. Переделать эти изначально раллийные автомобили под задний привод — довольно нестандартное решение, которое делает машину уникальной.

Большую же часть моделей для дрифтинга представляют изначально заднеприводные автомобили. Самыми распространёнными марками являются Toyota и Nisssan. В 80-е годы, когда дрифт-движение зарождалось, именно у этих марок было достаточное количество недорогих моделей с задним приводом, таких как легендарный дрифтовый автомобиль Toyota Corolla Levin AE86, на котором многие осваивали технику дрифта. Он до сих пор высоко ценится в Японии, хоть и уступает в мощности современным моделям.

Самыми популярными среди дрифтеров являются автомобили Nissan S-платформы. Nissan Silvia в кузове S13, S14 или S15 считается наиболее пригодной для дрифтинга машиной, которой легко управлять и довольно просто переделать под дрифтовый автомобиль.

Nissan Skyline — менее популярная в дрифте модель, так как она не обладает подходящей технической базой для того, чтобы выступать в дрифте. В действительности только Nissan Skyline GT-R — высококлассный спортивный автомобиль. А Skyline можно назвать скорее его младшим братом. Нельзя также не упомянуть и об автомобилях Nissan Z-платформы. Их в дрифтинге тоже немало. Это и легенда 80-х Nissan Fairlady Z (Z32) и Nissan 350Z последнего поколения.

Среди автомобилей Toyota наиболее популярной и подходящей для дрифтинга является Toyota Mark II в кузове JZX, как впрочем, все модели JZ-платформы: такие как Toyota Supra, Toyota Chaser, Toyota Verossa. Они особенно популярны в Японии.

В европейской части России на соревнованиях по дрифтингу очень часто встречается Toyota Altezza, изначально автомобиль мало пригодный для этой дисциплины. Altezza —заднеприводный компактный седан, довольно лёгкий, с мощностью в 210 лошадиных сил. Toyota Altezza значительно дороже того же Nissan Silvia и им гораздо сложнее управлять. Переделать его под дрифтовый автомобиль — это довольно необычный шаг, ведь только при большом желании пилота он может поехать боком. Но именно потому, что это сложно и интересно, российские энтузиасты выбирают именно Toyota Altezza.

Есть так же не мало дрифтеров на Mazda RX-7. Особенно их много в Японии, хоть этим автомобилем, так же как и Toyota Altezza управлять довольно трудно. Это изначально кольцевой автомобиль с роторным двигателем. Именно легкий, но при этом мощный роторный двигатель делает эту модель привлекательной для дрифтеров.

Ведь двигатель также является очень важной частью машины в этом виде автоспорта. Необходимо передать достаточно крутящего момента задним колёсам, которые начинают при этом вращаться быстрее и теряют сцепление с дорогой, за счёт которой автомобиль начинает скольжение. Для этого машине нужен мощный двигатель, где-то от 200 до 600 лошадиных сил, в зависимости от веса автомобиля. С одной стороны, чем больше мощность, тем проще поддерживать и корректировать угол заноса, но с другой, более мощные автомобили сложнее пилотировать. Самым распространенным в автоспорте является тоётовский двигатель JZ, хотя он и довольно тяжёлый. Этот моторо имеет большой потенциал, так как изначально более мощный. В то время как двигатель, например, Nissan Silvia хоть и уступает ему в мощности, но при этом его гораздо проще и дешевле тюнинговать. Именно благодаря доступности тюнинга и достаточно мощному тяговитому турбомотору Nissan Silvia особенно полюбился дрифтерам.

Для участия в соревнованиях по дрифтингу все машины подвергаются тюнингу. Доработки необходимы, чтобы сделать из «стоковой» модели настоящий дрифтовый автомобиль. Машины, как правило, стараются сделать легче. Вес должен быть небольшим настолько, насколько это возможно. Пилоты снимают стандартную внутреннюю отделку, меняют навесные детали кузова машины на более лёгкие. Так как автомобили испытывают сильные перегрузки, способные порвать места штатной сварки, для усиления жёсткости кузова, в салоне устанавливается каркас безопасности, сам кузов проваривается. Пилоту так же необходимо установить хорошее сиденье с высокой боковой поддержкой, которое называется «ковш» и жёсткие многоточечные ремни. Всё это нужно, чтобы во время движения ничто не отвлекало пилота от управления автомобилем.

Важнее же всего — это грамотная настройка подвески. Подвеска должна быть максимально жёсткой для лучшей управляемости и устойчивости автомобиля. Обязательной является блокировка дифференциалов, специальный элемент в трансмиссии, который позволяет задним колёсам прокручиваться одновременно. Настройка подвески влияет так же на распределение веса по осям. Среди дрифтеров нет единого мнения, какой должна быть развесовка. Кто-то считает оптимальным распределение веса 50 на 50. Это можно увидеть в машинах с роторным двигателем и в Nissan Silvia. Другие предпочитают машины с тяжёлым двигателем спереди. При этом лёгкая задняя часть автомобиля проще теряет сцепление с дорогой, а передние колёса наоборот становятся более устойчивыми.

База машины, расстояние между передними и задними колёсами, в дрифтинге предпочтительнее длинная, такая как, например, у Toyota Mark II JZX. Так как при переходе с одной траектории скольжения на другую, у пилота есть больше времени на корректировку при помощи руля. Но длиннобазным автомобилям легче проходить только большие повороты. Перехватки и маленькие повороты даются им гораздо сложнее, чем машинам с короткими базами.

Итак, если говорить о самых популярных дрифтовых автомобилях в нашей стране, то это Nissan Silvia, которую многие считают созданной для дрифта, и Toyota Altezza, которая напротив, изначально непригодна для этого вида автоспорта и Nissan Skyline, довольно распространенный автомобиль среди владивостокских дрифтеров.

Например, в не так давно прошедшем втором этапе Чемпионата «Формула Дрифт», большинство участников выступали на Nissan Silvia. И победителем стал Тимофей Кошарный, пилот Nissan 200SX 14,5, продемонстрировавший безупречную технику управления своим автомобилем. Если посмотреть на общий зачёт Чемпионата, то и там лидеры — это в основном обладатели «сильвий». Но и пилоты автомобилей Toyota Altezza далеко от них не отстают. В умелых руках и при грамотной доработке, эти машины способны не просто достойно конкурировать с представителями Nissan, но и обыгрывать их с завидным преимуществом. Например, если установить на лёгкий атмосферный двигатель «альтезы» турбины, как сделал это Андрей Богданов, идущий на втором местев чемпионате. Иногда дрифтуют даже на атмосферных двигателях и демонстрируют высокое мастерство пилотирования, как нам показал на всё том же втором этапе Никита Шиков. На «стоковой» Toyota Altezza, с мощностью в 200 лошадиных сил и с небольшими доработками в подвеске он занял третье место в квалификации.

На старейших в России соревнованиях по дрифту во Владивостоке спортсмены выступают в основном на автомобилях Nissan Skyline, Nissan 180SX и Nissan Silvia. Так в Открытом Чемпионате Приморского края по дрифтингу, первые места по итогам трех этапов удерживают Nissan Silvia, которые пилотировали Авшаров Константин и Тараненко Андрей. Оба спортсмена лидировали на протяжении трех этапов Чемпионата, показывая высокий уровень подготовки. Во время финала второго из трех этапов спортсменам потребовалось восемь заездов, чтобы определился сильнейший.

Это подтверждает то, что дрифтинг — это действительно автоспорт, в котором техническая составляющая, конечно же, важна, но главную роль играет мастерство пилота.

Источник: Формула-Дрифт и Drom.ru