Стремительно растущий автопарк, дефицит магистралей и сотни мелких ДТП делают проблему пробок в мегаполисах хронической. Все больше жителей крупных российских городов вслед за остальным цивилизованным миром в теплый сезон пересаживаются на велосипед. «Газета.Ru» вместе с экспертами разбиралась в том, на каких байках лучше ездить по городу, сколько они сейчас стоят, а также на что обратить внимание при их покупке.
Какие бывают велосипеды?
Наиболее популярный в России тип велосипеда — горный. От прочих разновидностей байков горные велосипеды отличаются наличием амортизационной вилки, смягчающей удары, широкими колесами, большим количеством передач. Разумеется, конструкция такого байка позволяет использовать его не только в городе, но и на бездорожье. Сравнивая велосипеды с автомобилями, такой байк можно причислить к классу кроссоверов, представители которого пригодны для поездок как по городу, так и за его пределами. Горные велосипеды в свою очередь бывают двух видов — хардтейл (только с передним амортизатором) и «двухподвес» (с передним и задним амортизаторами).
Самые быстрые и легкие велосипеды — шоссейные. Они предназначены исключительно для дорог с хорошим покрытием. Существует и похожий вид байков — циклокроссовые: на них можно передвигаться не только по асфальту, но и по умеренному бездорожью.
Для длительных поездок по ровным дорогам или путешествий подходят туристические велосипеды, отличающиеся большими 28-дюймовыми колесами, а также мощной рамой, которая выдерживает не только вес ездока, но и багаж. На таком велосипеде также можно ездить на работу, в особенности если нужно постоянно возить с собой небольшие грузы.
Однако наиболее подходящим для ежедневных поездок типом байка, по словам экспертов, является так называемый городской велосипед. Такие модели можно встретить, например, в любом велопрокате. Эти велосипеды отличаются комфортной высокой посадкой, рулем удобной формы и широким и мягким седлом.
На таком велосипеде не получится ездить быстро, зато маневрировать в плотном городском потоке пешеходов и автомобилей будет значительно проще. Кроме того, такие модели бывают со складной рамой и маленькими колесами, что позволяет, например, без проблем спускаться с ними в метро.
Те, кому необходимо какое-то напоминание об оставленном на парковке перед домом автомобиле, могут присмотреться к байкам автомобильных брендов, например Cruise M-Bike от BMW стоимостью примерно 85 тыс. руб. или Porsche RS, который обойдется примерно в 300 тыс. руб.
Эти велосипеды также бывают всевозможных типов. Помимо перечисленных производителей велосипеды есть у Audi, Mercedes-Benz, Alfa Romeo, Peugeot, Spyker и других марок.
На что обратить внимание при покупке
Важно выбрать велосипед с подходящим по росту размером рамы. Одна модель байка, как правило, предлагается в разных вариантах. Подобрать рамы нужного размера достаточно просто: седло должно быть возможно настроить так, чтобы нога на педали в крайнем нижнем положении была слегка согнута.
При этом, стоя с байком между ног, велосипедист должен иметь возможность присесть на ширину ладони. Это обстоятельство играет свою роль при резком торможении, которое может привести к соскакиванию велосипедиста с седла байка.
Разобравшись с типом и размером велосипеда, останется выбрать материал, из которого изготовлена рама, и параметры остальных составляющих — седла, руля, «коробки передач» и тормозов.
Прочность рамы и ее вес зависят от материала, из которого она изготовлена. Самый дешевый и тяжелый вариант — сталь. Более легкий материал, который чаще всего встречается в категории любительских байков, — алюминий. Кроме того, рамы для велосипедов могут быть сделаны, например, из титана или карбона: они более легкие и прочные, и, как следствие, стоят такие байки существенно дороже.
Велосипедные рули различаются по такому параметру, как вынос: чем он меньше, тем более острым будет управление велосипедом.
К любому седлу, даже жесткому и узкому, по словам опытных велосипедистов, можно привыкнуть за неделю-две регулярных поездок. Дискомфорт после первых заездов не повод менять сиденье на более мягкое или широкое. На практике узкие седла оказываются более удобными в связи с тем, что уменьшается поверхность трения.
Выбирать придется и устройства переключения скоростей, которые называются манетками. Более простой вариант — «грипшифт»: скорости переключаются поворотом круглой ручки на руле. Такие манетки недолговечны. Более надежный вид манеток — «триггеры»: они имеют форму курков. Они удобнее и легче в управлении, а служат дольше.
Эксперты отмечают, что если велосипед используется для прогулок в парке, то передачи вообще не нужны. В случае же необходимости добираться на байке до офиса достаточно двух-трех скоростей.
Тормоза также бывают двух видов — ободные («вибрейк») и дисковые. Первый вариант вполне приемлем для езды по городу, второй больше подходит для катания на бездорожье.
Советы экспертов
Известный блогер и владелец интернет-магазина по продаже велосипедов Илья Варламов считает, что выбор байка сопряжен с массой стереотипов.
«Например, многие думают, что велосипеды делятся на женские и мужские, с низкой и высокой рамой соответственно, —
рассказал «Газете.Ru» Варламов. — Это заблуждение. Если речь идет о необходимости ездить на байке по городу, то вне зависимости от пола райдера лучше выбирать велосипед с низкой рамой. В городе приходится часто останавливаться, слезать с байка, что с высокой перекладиной делать менее удобно».
Еще один стереотип, по мнению собеседника, заключается в том, что горный велосипед многие считают идеальным вариантом для городских поездок.
«Горные байки в России очень популярны, их ассортимент огромен, они дешевые и продаются на каждом углу, — говорит Варламов. — Но такой велосипед не подходит для городских поездок по нескольким причинам.
Например, в городе не нужны широкие колеса: они шумные и из-за них тяжелее крутить педали. Тем более бессмысленны горные байки в Москве, где асфальт достаточно хороший».
Илья Варламов отмечает, что хороший велосипед — не обязательно дорогой, и тоже отмечает серьезную проблему воровства. «Не стоит отдавать за байк последние деньги, — предупреждает блогер. — В городе вам придется хранить его на улице, а это значит, что есть вероятность того, что его украдут. В Европе, например, большинство людей ездят на велосипедах за $100, чтобы не жалко было с ним расстаться не по своей воле.
Я езжу сейчас на электрическом байке стоимостью 200 тыс. руб., а до этого у меня был велосипед за 5 тыс. руб. — и оба байка хороши в своем классе».
Конечно, если вы желаете получить навороченный велосипед, но располагаете только пятью тысячами, то высока вероятность того, что купите вы в результате китайский байк очень низкого качества. При небольшом бюджете лучше рассмотреть вариант приобретения подержанного велосипеда.
Что касается самого процесса выбора велосипеда, то Варламов советует тестировать модели перед покупкой. «Нужно ехать в крупный центр, чтобы посидеть на разных моделях, потрогать их, — пояснил собеседник. — Потом понравившуюся модель при желании можно найти в интернет-магазине и заказать доставку».
Директор веломагазина «Мосгорбайк» Илья Окс также отмечает, что столь широко представленные на рынке горные велосипеды не подходят для поездок по городу. «За счет широких колес и амортизаторов такие велосипеды становятся более тяжелыми по весу, — поясняет эксперт. — При этом амортизаторы, которыми оснащаются такие модели, необходимы на бездорожье, а на асфальте толку от них мало».
По его словам, для города многие велосипедисты выбирают шоссейные модели с большими 28-дюймовыми колесами и тонкими покрышками. «За счет больших колес педали приходится крутить реже, — поясняет Окс. — Однако у шоссейных байков есть существенный недостаток — это неудобная посадка. Конечно, некоторых велосипедистов это не смущает, но надо понимать, что ездить на работу на таких байках физически тяжело».
Оптимальным вариантом собеседник называет городские байки. «У них посадка очень удобная: райдер сидит с прямой спиной, поскольку руль расположен значительно выше седла, —
говорит эксперт. — Кроме того, сейчас набирают популярность гибриды городских и горных байков».
Среди популярных современных велосипедных технологий эксперт выделяет планетарную втулку, за счет которой удается избежать такой проблемы, как соскакивание цепи, и карбоновый ремень: он более долговечный и опционально устанавливается на велосипед вместо традиционной цепи.
Собеседник считает, что хороший велосипед едва ли может стоить менее 40–50 тыс. руб.
«За границей цены на самые простые велосипеды начинаются примерно от €400. Хорошие любительские модели стоят около €700–800.
Это примерно 40–50 тыс. руб. по нынешнему курсу», — уточняет он.
Окс отмечает, что городской байк можно найти в крупных спортивных торговых центрах. «Но в таких местах большую часть ассортимента составляют именно горные велосипеды, — говорит он. — Хороший выбор городских байков предлагают лишь небольшие компании, которых сегодня не так много, даже в Москве».
Дороги
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат