Неожиданно всплыл из небытия и сразу же оказался в фокусе внимания депутатов Госдумы вопрос о техосмотре машин. Вернее, о том, кто будет контролировать эту сферу и, соответственно, «стричь купоны».

Внезапно и «без объявления войны» Ярославская областная Дума внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, отбирающий контроль за проведением техосмотра у страховщиков. Право надзора за организациями, осуществляющими технический осмотр транспортных средств, по мнению ярославских депутатов, у Российского союза автостраховщиков (РСА) надо отобрать. И отдать Российскому союзу организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств. Эта, как мы понимаем, основная «фишка» законопроекта с кирзовым изяществом замаскирована кучкой иных новелл.

В частности, предлагается убрать из законодательства обязанность автовладельца предъявлять страховщику при заключении договора ОСАГО диагностическую карту о прохождении машиной ТО. Одновременно в закон «О безопасности дорожного движения» вводится запрет на эксплуатацию транспортных средств, не прошедших процедуру государственного техосмотра. То есть, почти автоматическим образом инспекторам ГИБДД будет даны полномочия требовать у водителя для проверки не только «права», СТС машины и полис ОСАГО, но еще и диагностическую карту ТО.

Будем вновь, как до 2011 года, возить с собой еще и эту «простыню»! Такой вот «побочный эффект» от борьбы за контроль над системой государственного техосмотра получается.

Напомним, что летом прошлого года депутаты двух других регионов – Калининградской и Мурманской областных дум – уже предлагали Госдуме отобрать контроль за техосмотром транспорта у РСА и отдать его все тому же Российскому союзу организаций по контролю и диагностике транспортных средств – объединению «операторов техосмотра». Но что-то, видимо, не заладилось с тем законопроектом. «Операторы» рук не опустили и каким-то образом привлекли еще одно региональное заксобрание к решению своих лоббистских задач.

В этой связи невозможно не вспомнить стенания «операторов техосмотра», с 2012 года писавших слезливые письма во все возможные инстанции с кляузами на страховщиков. Вплоть до первого вице-премьера Игоря Шувалова. «Операторы ТО» в данном случае больше всего напоминают обманутых вкладчиков, которых в строгом соответствии с законодательством оставили с носом ловкачи-страховщики. А теперь эти «вкладчики» пытаются всеми способами «вернуть свое». Вернее то, что они считают «своим»...

Когда в 2011 году затевалась пресловутая «реформа системы ТО», ребята-операторы обрадовались и решили, что тоже могут поучаствовать в разделе денежного «пирога» ТО, выдернутого из цепких лапок ГИБДД. Хотя все заинтересованные люди давным давно прекрасно знали и знают: по причине неисправного состояния машин происходит ничтожное количество аварий. И ежегодный «техосмотр» повседневного нормального технического состояния машины не гарантирует. То есть вся система «принудительного техосмотра» – не более чем повод вытянуть из автовладельцев лишнюю «копеечку». «Операторы ТО», по наивности своей, рассчитывали подставить ладошки под денежный дождик: понакупили оборудования, создали свое «сообщество» и стали ждать, когда им в руки сами собой потекут бурные финансовые потоки. Ведь по самым скромным экспертным оценкам, этот рынок составляет сейчас не менее 7 млрд. рублей в год. Не сложилось. Но за такую денежную «котлету» стоит побороться. И, похоже, борьба еще не скоро утихнет: это ж как надо постараться, чтобы депутаты уже третьего региона подряд массово проникаются искренним сочувствием к бизнес-интересам «операторов ТО»?