Власти Москвы могут сколь угодно осторожничать в высказываниях и отнекиваться сначала от расширения зоны платной парковки, затем от платного въезда в центр города. Все непопулярные зарубежные решения постепенно претворяются в столичную автомобильную жизнь.

Бороться с перегруженным столичным трафиком, попутно пополняя бюджет, Москва, невзирая на оговорки чиновников, давно наметила по стандартам, принятым в других странах. Любимый город для подражания – Лондон, где есть и платные парковки, и платная эвакуация, и платный въезд в центр города.

Нельзя упрекнуть чиновников в том, что они шокируют совсем уж неожиданными и неприятными для автомобилистов решениями, все же их прорабатывают и вводят постепенно. Выделенные полосы для общественного транспорта, платные парковки, платная эвакуация, платный въезд в центр — многие эти меры используются в других странах, причем успешно. Непонятно только одно: зачем отрицать уже принятые решения? В очередной раз заходит разговор о введении платного въезда в центр и эту меру можно считать практически одобренной. Ко всем прочим уже действующим.

Платный въезд в центр

По словам начальника столичного Дептранса Максима Ликсутова, город пока только изучает возможность сделать въезд в отдельные районы Москвы платным, решение еще не принято. Однако разговор об этой мере снова зашел после того, как зону действия платной парковки расширили уже за пределы ТТК (несмотря на ранее сделанные опровержения), как и предполагали эксперты.

Идею в этот раз озвучили специалисты из международного совета транспортных экспертов из Гонконга, Сингапура, Кельна, Вены и других городов, специально приглашенных в Москву. Напомним, данная мера обсуждалась еще в 2006 и 2011 годах. Сейчас это нововведение видится неизбежным, ведь за счет платных парковок центр разгрузился и многие водители стали ездить транзитом.

Платный въезд в тех городах, на которые ссылается московская мэрия, также вводился вскоре после организации платных парковок. Отметим, что платная парковка распространена значительно больше, чем платный въезд, и редко когда эти меры принимаются параллельно. Деньги взимают за передвижение по центру нашего любимого Лондона, а также Сингапура, Сан-Франциско, Милана, Риги, Стокгольма, Тронхейма (Норвегия), Дарема (Великобритания), Валетты (Мальта). Население по большей части категорически несогласно с этой мерой.

Для контроля оплаты проезда используются камеры с автоматическим распознаванием номеров машин, предъявление полицейским заранее купленной лицензии, считывание установленного в автомобиле чипа, турникеты с расчетом наличными или по карте, расшифровка GPS-трека машины (по пробегу).

Хочется надеяться, что наши законодатели учтут и параллельные рекомендации экспертов, как-то увеличение количества общественного транспорта, а не только пополняющие бюджет. И грамотно организуют системы взимания средств и контроля за ним, а также предоставление привилегий резидентам и льготникам, чтобы не получилось, как с платным парковками.

Запрет въезда по экологическим параметрам

В качестве альтернативы непопулярному в народе платному въезду в центр города администрации ряда иностранных городов ввели ограничение въезда или платный въезд для автомобилей с повышенным уровнем вредных выбросов (Милан). В России в настоящее время тоже обсуждается подобная схема для неэкологичных машин – Минтранс даже придумал новый дорожный знак. И понятие - зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств.

Платная парковка

Платная парковка – чуть ли не самый масштабный транспортный проект московских властей. Перед тем как запустить пилотный проект (который был признан успешным раньше, чем успел закончиться эксперимент) в конце 2012 года, мэрия также советовалась с иностранными экспертами. Правда, тогда Ликсутов, успевший создать себе репутацию человека, не отвечающего за свои слова, обещал, что платная зона ограничится Бульварным, максимум Садовым кольцом. Сейчас оставлять машину за деньги приходится на улицах в пределах Третьего транспортного кольца, активно обсуждается идея расширения зоны до границ ТТК.

Парковаться за деньги приходится автомобилистам в Лондоне (плюс к платному въезду), Париже, Нью-Йорке, Токио, Пекине, Вашингтоне, Амстердаме (цены за стоянку одни из самых высоких в мире), Риме (плюс к ограничению въезда в центр в определенные часы), Вене, Иерусалиме, Сеуле (плюс к двум платным тоннелям), Мадриде.

Оплата зависит от дня недели и времени суток и даже месяца, где-то действует прогрессивная тарификация или имеется ограничение по максимальному времени стоянки. Для жителей платных зон и льготников предусмотрены привилегии. Напомним, у Москвы с резидентами все складывается совсем не просто.

Платная эвакуация

В Москве есть еще и платная эвакуация, которая действует с 15 сентября 2013 года, и 3000-7000 рублей за принудительное перемещение транспортного средства — весомый удар по бюджету водителя вдобавок к штрафу за неправильную стоянку или неоплаченную парковку. А еще хуже то, что машину вызволять приходится несколько часов. К слову, в Мадриде, где тоже применяется платная эвакуация, эвакуаторщики, увозящие машину, должны оставить на асфальте наклейку с адресом штрафстоянки, что облегчает ее поиск.

Платная эвакуация действует в том же Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Ванкувере, Мельбурне, Дублине и др.

Снижение скорости в центре

Любопытно, что когда речь зашла о возможном снижении скорости в пределах Бульварного кольца, власти спросили мнения москвичей. И из-за негативной реакции общественности эту меру решено было отложить. Похоже, что с нами власти готовы обсуждать только те решения, которые не оказывают влияния на бюджет.