В Москве и в других городах появится новый вид выделенных полос — на этот раз для двухколесного транспорта. Соответствующие поправки внесены в правила дорожного движения и уже опубликованы на сайте Правительства. По своим выделенкам велосипедисты должны будут двигаться навстречу потоку — то есть, по противоположной стороне улицы. На эти же полосы — они будут обозначены горизонтальной разметкой — пустят и водителей мопедов. А вот машинам заезжать на них строго запретят и скорее всего будут штрафовать, как и за выезд на полосу для общественного транспорта. Интересно, что в новых поправках появился и еще один новый термин — «велопешеходная дорожка». Это отдельный участок трассы, разделенный на два коридора — для велосипедистов и пешеходов. Рисовать их также планируется прямо на проезжей части — там, где нет тротуаров. Кроме того, велосипедисты получили фору при движении по проезжей части: согласно новым правилам, автомобилист, поворачивающий налево или направо, должен будет уступить дорогу велосипедисту. По правде говоря, и раньше ПДД предписывали пропустить велосипедиста при повороте на право, теперь же добавилась еще одна сторона, что логично.

Виктор Похмелкин, председатель движения автомобилистов России

«Это попытка всё-таки развести всех участников дорожного движения по своим полосам. Сделать их движение максимально безопасным и, естественно, определить, кто кому должен уступать в том случае, когда они соприкасаются. Разумеется, велосипедист, как более слабый участник дорожного движения, чем автомобилист, движущийся по своей полосе, должен иметь преимущество и приоритет. Это совершенно очевидно».

Если на дороге для велосипедиста нет выделенной полосы, то ему официально теперь разрешено двигаться по правому краю дороги, обочине или тротуару. Причем кататься по дорогам могут только граждане старше 14 лет, остальные дети обязаны ездить только по специальным выделенкам. Конечно, эти новшества вряд ли сразу изменят ситуацию на дорогах и граждане уж точно не пересядут в массовом порядке на двухколесный транспорт. Властям предстоит сделать еще много работы.

Игорь Маркин, гендиректор Центрального научно-исследовательского института проектирования велосипедного транспорта

«Пропаганда — это 5% задач, 70% — это создание безопасной транспортной инфраструктуры, чтобы люди чувствовали себя на велосипеде безопасно. Нужно еще также рассмотреть вопросы страхования изменения, потому что столкновения велосипедистов с автомобилем — это не то же самое, что пешеходов с автомобилем и автомобиля с автомобилем».

Менять, конечно, как добавил эксперт, нужно и менталитет у людей, ведь в Москве, например, уже есть специальные велодорожки — их общая длина составляет 40 километров, однако в большинстве своем они заняты припаркованными машинами, а на тротуарах — пешеходами!