Москва практически уже сравнялась с Лондоном. Столица российская приближается к своей британской коллеге по количеству камер видеонаблюдения. И, похоже, скоро переплюнет ее.

Кстати, и по количеству «понаехавших» они примерно сравнялись: только по официальным данным, едва ли половина населения Лондона являются лондонцами. В Москве, как мы убеждаемся ежедневно, дела обстоят примерно так же. Только вместо пакистанцев с индусами да негров тут обретаются все больше таджики с киргизами и прочие молдаване.

А вот с камерами видеонаблюдения у нас, похоже, пока небольшое отставание намечается. Считается, что лондонские улицы денно и нощно находятся в объективе примерно 4 млн. камер. И каждого горожанина в течение суток можно увидеть в среднем на 300 мониторах. Устанавливалась эта система «большого брата» в целях безопасности обитателей города. Однако... По оценкам экспертов, лишь не более 3% от общего числа преступлений, совершаемых в Лондоне, полиции удается раскрыть при помощи видеозаписей!

Это к вопросу о хваленой правоохранительной эффективности этих устройств… Власти Москвы, судя по всему, наслышаны о лондонском тотальном видеонаблюдении и явно стремятся накрыть столичные улицы сетью видеокамер. За счет горожан, разумеется. Но поскольку существенного правозащитного толку от такого видео не предвидится, московская сеть видеонаблюдения строится совершенно с другим уклоном — как механизм для сбора денег с граждан.

Про гроздья «Стрелок», меряющих скорость машин, висящих над «выделенками» и просто контролирующих въезды-выезды из столицы, все знают. Мало того, в рамках широко разрекламированной «интеллектуальной транспортной системы», внедряемой властями города, еще и входящие в нее камеры видеонаблюдения будут выписывать штрафы водителям. Специальной «штрафной» видеоаппаратурой, например, планируется оснастить также светофоры и пешеходные переходы. Чтобы «обилечивать» водителей, не уступающих пешеходам. Об этом уже вовсю заговорила пресса. Утверждается также, что уже до конца этого года в Зеленограде установят 17 штук такого рода фиксирующих устройств.

Какой-никакой смысл в существовании таких средств автоматической фиксации просматривается для нерегулируемых пешеходных переходов. На них только от водителя зависит — пропустить или не пропустить «пешика». Зачем такие устройства на регулируемых светофором перекрестках? Там же все подчиняются его сигналам. Кроме, разумеется, толп пешеходов, снующих под колесами едущих на разрешающий сигнал машин…

Таким образом, мы приходим к выводу, что новое оборудование на светофорах фактически сможет лишь фиксировать заезд машин за стоп-линию. На дорожную безопасность это не особо повлияет — «летунов на красный» такой ерундой все равно не остановишь. Зато можно радостно оштрафовать нормального водителя, остановившегося на запрещающий сигнал, слегка заехав за стоп-линию. В Лондоне до такого додуматься не сумели. Далеко еще «британским ученым» до московских транспортников.