Уже в октябре в России появится первый участок трассы, на котором ограничение скорости поднимут до 130 км/ч. Это будет 80-километровый отрезок в Московской области на трассе М4 «Дон». Дорожники признаются, что повышать лимит будут небольшими темпами. Эксперты кивают на Европу, где идет обратный тренд — на снижение скоростей.

Решение изменить скоростной лимит на трассе «Дон» в понедельник должны принять на заседании правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), которая отвечает за строительство и эксплуатацию платных трасс. Об этом в рамках международного форума в Сочи «Газете.Ru» рассказал глава ведомства Сергей Кельбах.

Первой в России дорогой, на отдельных участках которой лимит скорости поднимут до 130 км/ч, станет федеральная трасса М4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск). Сейчас на всем ее протяжении максимально разрешенная скорость составляет 90 км/ч, а на платных участках (сейчас их четыре) – 110 км/ч.

По словам Сергея Кельбаха, на отрезке с 51-го по 120-й км трассы в Московской области уже в октябре скоростной лимит поднимут до 130 км/ч.

Этот 80-километровый отрезок станет первым в истории России, на котором скорость увеличат до 130 км/ч. При этом расчетная скорость трассы, которая относится к высшей категории в российской классификации 1А, составляет 150 км/ч.

Де-факто водители уже могут ездить по этому отрезку со скоростью 150 км/ч, так как с 1 сентября нарушением считается только превышение скорости на 20 км/ч. В «Автодоре» такое послабление для водителей не комментируют и считают, что на ситуации с аварийностью повышение скоростного лимита не скажется.

Примечательно, что на остальных участках трассы «Дон», в том числе на платных, поднимать скоростной лимит до 130 км/ч пока не планируется. Так, обход Богородицка (225–260-й км), обход Задонска и села Хлевное (417–464-й км), обход Ефремова (287–321-й км) ограничат 110 км/ч. Дело в том, что формально оба отрезка относятся к категории 1Б — второй по старшинству классификации дорог в России. Расчетная скорость на таких дорогах составляет 120 км/ч и отличается от категории 1А только наличием примыканий в одном уровне, хоть и без пересечения прямого направления.

Сергей Кельбах уточнил, что знаки на зеленом фоне «Автомагистраль» появятся на протяжении всей трассы до Воронежской области, до которой есть четыре полосы движения, разделенные металлическим барьером.

«На этих участках трасса М4 будет ограничена скоростью 130 км/ч, но на некоторых отрезках будет лимит 110 км/, — сказал Кельбах «Газете.Ru». — Мы пытались скомпоновать, думали, как установить скорость на всей трассе 130 км/ч, но потом посмотрели западный опыт и решили воплотить его в жизнь. Я специально этим летом сам за рулем объездил Испанию и Португалию. Там на магистралях разрешенная скорость 120 км/ч, но есть знаки на некоторых участках с ограничением скорости 90 км/ч. Мы также расставим по трассе «Дон» зеленый знак автомагистраль, а сверху «блин» 110 км/ч».

В ГК «Автодор» «Газете.Ru» пояснили, что нововведения вступят в силу примерно через две недели после утверждения на заседании правления, то есть ориентировочно в середине октября. «Знаки уже готовы, осталось их только выставить», — пояснили в ведомстве.

Напомним, в начале августа в России вступили в силу изменения в ПДД, главным инициатором которых была ГК «Автодор». Согласно новым правилам, по решению владельцев автомобильных дорог разрешенная скорость движения на трассах, обозначенных знаком «Автомагистраль» на зеленом фоне (5.1), может быть увеличена со 110 км/ч до 130 км/ч. Для дорог, обозначенных знаком «Дорога для автомобилей» (5.3), скоростной лимит повышен с 90 км/ч до 110 км/ч.

Изменения касаются только тех дорог, которые находятся вне населенных пунктов. Новые скоростные лимиты разрешены для легковых и грузовых автомобилей с разрешенной массой не более 3,5 тонны.

Подразумевалось, что изменения должны коснуться и ряда участков на бесплатных дорогах, где разрешенную скорость можно будет увеличить без угрозы для безопасности. Но пока ни на одной федеральной дороге такой лимит установлен не был и не планируется.

В введении ГК «Автодор» находятся еще две федеральные трассы — М1 «Беларусь» и М3 «Украина». Однако в ближайшее время поднимать скоростной лимит на этих дорогах до 130 км/ч не планируется. Дорожники осторожно говорят, что пока лишь на некоторых отрезках лимит поднимут до 110 км/ч. Кроме того, «Автодор» курирует реализацию двух крупных проектов — строительство платной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург и новой кольцевой в столичном регионе ЦКАД (центральная кольцевая автомобильная дорога). На обеих трассах лимит скорости обозначат 130 км/ч, однако оба проекта планируется завершить только в 2018–2019 годах.

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов обращает внимание, что европейские стандарты идут в обратную сторону — там последовательно снижают скорости, но это компенсируется высокой пропускной способностью сети дорог. «У них средняя скорость выше в два-три раза», — сказал «Газете.Ru» Скворцов.

«Мы идем не в ногу, — признается он. — Но то, что «Автодор» сделал пока один кусочек с лимитом 130 км/ч — правильно, и они со мной консультировались. Это будет как эксперимент. Первый опыт эксплуатации позволит пойти дальше. Есть ошибочное мнение: чем больше сделаем максимальную скорость, тем быстрее поедут машины, но это не так. Чем больше скорость, тем меньше пропускная способность, так как интервал между автомобилями увеличивается. Правда, это больше касается городов. Поэтому я бы на широкий масштаб повышения скоростного лимита не ставил, так как есть негативный мировой опыт повышения скоростей».