Ограничение на проезд фур в дневное время по МКАД сопровождается массовой продажей пропусков, которые должны выдаваться владельцам фур бесплатно. Цены варьируются от 15 до 60 тысяч рублей, в том числе им продают бумажки, не внося данные в электронную базу данных. Реальный эффект от ограничений, судя по данным чиновников, пока невелик: прирост ночного трафика фур составил всего 2500–3000 машин, притом что в сутки по кольцу до введения запрета проезжало до 150 тысяч фур. Позже в дептрансе пояснили, что это имеется в виду только сезонный прирост, на самом деле фур ночью по МКАД в связи с запретом ездит гораздо больше, но точных цифр пока нет. В «Яндексе» считают, что радикальных улучшений не произошло.

Получить годовой пропуск на проезд грузовика по МКАД в любое время не составляет никакого труда. Для этого не обязательно готовить ворох документов и подавать их чиновникам департамента транспорта Москвы. Многочисленные посредники готовы при минимальном наборе документов помочь в получении разрешения. Цена вопроса, как правило, зависит от срока, на который необходимо разрешение. В интернете без труда можно найти фирмы, которые предлагают за несколько недель оформить полугодовой пропуск на МКАД за 15–20 тысяч рублей, а годовой — за 35–60 тысяч.

К услугам посредников в основном прибегают те, кто по каким-то причинам получил отказ на выдачу разрешения, считает глава межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

По его словам, отказывают в основном небольшим компаниям из регионов, а вот крупным транспортным фирмам и строительной технике получить лицензию не составляет никакого труда. Войтко привел в пример фирму «ТЭК Лагуна», которая до недавнего времени регулярно возила в Москву кондитерские изделия из Удмуртии. После введения ограничений компания пыталась получить пропуска в городском и областном департаментах транспорта, но в результате под различными предлогами получила отказ. В итоге коммерсанты получили совет от чиновников пользоваться транспортом поменьше, например «Газелями». При этом с экономической точки зрения использование фуры гораздо выгоднее, вследствие чего компания и поставщик продукции уже несут убытки.

По словам Войтко, примерно в 70% случаев при получении разрешений региональных перевозчиков возникают серьезные проблемы. «Начинаются какие-то придирки, связанные с небрежным оформлением документов, не хватает какой-то бумажки, — отметил эксперт. — А если пропуска и выдаются, то в значительно меньшем объеме, чем требуется, — отметил эксперт. Войтко считает, что большое количество посреднических фирм, занимающимися оформлением пропусков, фактически узаконивают взятки чиновникам.

«Когда сам перевозчик приходит сдавать документы, их раз за разом заворачивают. Возникает резонный вопрос: как это возможно? И тут же напрашивается ответ: деньгами делятся с чиновниками. Ведь формально это просто консалтинговые услуги, помощь при оформлении документов, а по факту получается, что взятка».

В департаменте транспорта Москвы «Газету.Ru» заверили, что отказ в выдаче пропуска может быть только по причине неполного комплекта документов. В появлении посреднических структур там не видят ничего плохого.

«Предоставление юридических и консалтинговых услуг не является незаконным и особенно востребовано среди заявителей из удаленных регионов,

— заявили в пресс-службе ведомства. — Пользование такими услугами не является обязательным и основано на добровольном желании заявителя. Однако при использовании таких услуг необходимо проверять информацию о выданных пропусках на официальном сайте департамента в разделе «Грузовая логистика». Там находится реестр всех выданных пропусков».

Глава Межрегионального профсоюза союза водителей-профессионалов Александр Котов, наоборот, считает, что процедура получения пропуска при соблюдении ряда условий действительно успешно работает и без посредников.

«Постоянные пропуска легальным региональным поставщикам выдают без проблем, но только тогда, когда перевозчик доказывает, что у него серьезные объемы поставок из данного региона,

— заявил он «Газете.Ru». — А если товарищ раз в месяц возит что-то в Москву, да и то, может, привезет, а может, и нет, то ему годовой пропуск никто не даст».

По его мнению, очень часто причина отказа заключается в том, что фура работает нелегально. «Если ты купил грузовик и работаешь на уровне «шахид-такси», у тебя нет никаких договорных отношений, и ты не платишь никакие налоги, то и оснований рассчитывать на такой пропуск у тебя нет. Потому что с юридической точки зрения ты не существуешь. А таких очень-очень много, — отмечает он. — И вот они как раз и подымают эту волну недовольства по поводу выдачи разрешений».

В то же время глава профсоюза считает, что и услугами посредников пользуются в основном не перевозчики из удаленных регионов, а нелегалы. «Они дают какие-то фиктивные договора на поставки, что на данной машине возят много и часто, однако все это туфта, — предупреждает Котов. — Очень часто это в чистом виде подделка.

Одна очень крупная компания, занимающаяся торговлей продуктами, купила 400 поддельных пропусков по цене 40 тысяч рублей каждый.

Они пришли в департамент транспорта и посетовали, что их почему-то нет в базе данных, и попросили это сделать. Естественно, им отказали».

Между тем само придуманное властями ограничение для фур пока не дает ощутимых результатов и не оказывает серьезного влияния на транспортную ситуацию на МКАД. Косвенно это подтверждают и данные чиновников. «На сегодняшний день весь сезонный суточный прирост грузовых автомобилей приходится на ночное время, а это на 2500–3000 единиц больше каждые сутки, — сообщили «Газете.Ru» в официальном ответе из департамента транспорта. — Ранее это увеличение приходилось на дневные часы, более того — на утренние часы пик». Между тем до введения запрета по МКАД ежесуточно проезжало 150 тысяч грузовиков, в том числе 40 тысяч тяжелых. При этом московские власти рассчитывали, что ограничения позволят разгрузить МКАД днем на четверть.

«В мае 2013 года зафиксировано увеличение количества грузовиков в ночное время на 40,7% по сравнению с февралем 2013 года, что говорит о действенности изменения режима движения грузового транспорта на МКАД и позволяет надеяться на дальнейшее улучшение дорожной ситуации», — добавили в ведомстве.

Позже в четверг в департаменте транспорта «Газете.Ru» пояснили, что упомянутый ночной прирост трафика в 2500-3000 фур носит исключительно сезонный характер. На самом деле прирост количества фур в ночное время существенно выше, однако точных данных в ведомстве пока нет, их пообещали предоставить позже.

«Запрет на въезд грузовиков в дневное время суток не оказал существенного влияния на движение по МКАД,

— заявил «Газете.Ru» аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников.

По его данным, в утренние и вечерние часы пик загруженности на кольцевой дороге по-прежнему соответствует общему уровню загруженности в городе. «Периодические улучшения связаны с благоприятными погодными условиями или периодами, когда на дорогах меньше машин (например, во время длинных майских выходных), — считает он. — Вероятно, в часы пик большую часть потока составляют личные автомобили, и ограничение въезда для фур не способно серьезно повлиять на ситуацию». По словам эксперта, небольшое улучшение дорожной ситуации на МКАД отмечается днем.

Вероятно, небольшой эффект от ограничений вызван и тем, что многие водители едут по МКАД без всяких пропусков.

Как сообщили «Газете.Ru» в департаменте транспорта, только за последние два месяца водителям фур было выписано 188 817 штрафов.

Напомним, что в Московской области годовой лимит на выдачу многократных разрешений составляет 12 тысяч штук, в Москве их количество никак не ограничено, а по состоянию на 5 июня число официально выданных разрешений составило 17 177 штук.

Ограничение на проезд по МКАД транзитных грузовиков максимальной разрешенной массой более 12 т было введение 1 марта 2013 года. С 6 до 22 часов двигаться по магистрали без специального пропуска им запретили. В пятницу и выходные дни время запрета расширили до полуночи. С 1 мая запрет коснулся уже любых тяжелых грузовиков массой более 12 т, а штраф за нарушение резко возрос и сейчас составляет 3 тысячи рублей. С 1 июля он увеличится до 5 тысяч. Отслеживанием ситуации на МКАД занимаются около 100 камер фотовидеофиксации.