О чем задумывается каждый водитель, отправляясь на отдых за границу? Как ему оставаться таким же «мобильным», как и у себя дома?

Права, водительская лицензия

Водительское удостоверение - именно с этого начинается любое путешествие - хоть дневное, хоть «в жизнь». У многих еще сохранились права (с пластиковую карту или «большие»), где написано Permis De Conduire (с французского – «удостоверение водителя автотранспортного средства»). По ним за границей вам выдадут автомобиль практически без вопросов. Другое дело новая пластиковая карточка, на которой нигде не написано, что это права.

Единственное, что может убедить работника прокатной конторы – силуэты автомобиля на обороте. Стаж в пункте 14 на русском тоже не вызывает никаких «эмоций». ГИБДД кстати активно «продвигает» для выезжающих за границу МВУ (международное водительское удостоверение), однако далеко не во всех странах оно нужно. Со слов работника Hertz (в Тель-Авиве), главное, чтобы ФИО были на английском. То есть для сомневающихся брать МВУ или нет - российские права подходят, можно смело ехать - Hertz и Avis принимают. Проверено на самых новых правах.

Дороги

Практически все автострады (шоссе) бесплатные. Кроме одной – номер шесть. Пробок на ней практически нет, и хорошее покрытие, хотя для русского в Израиле везде «хорошее покрытие». Цена зависит от расстояния. В среднем на наши деньги получается 400-1000 рублей за проезд по автостраде. Я ездил по 2, 6 и 65 шоссе. При ремонте дороги ограничение скорости 50-70 км/час, в зависимости от качества дороги и ее сужения. Предупреждающие о ремонте знаки начинаются за 1,5-2 км до начала работ. Зона ограждается бетонными блоками и флажками.

О некоторых аспектах вождения

Камеры стоят практически везде. «Мониторят» в основном проезд на красный и превышение скорости. Есть специальные щиты с измерителем скорости как в Москве на ТТК (внешняя сторона перед Лефортовским тоннелем), которые напоминают, какая на этом участке максимальная скорость и показывают вашу. В дороге очень пригодится навигатор (я скачивал на iPad), который будет показывать где и с какой скоростью можно ехать, где стоят камеры и на что они «настроены». К примеру, есть такая практика - ограничение на дороге 90 км/ч, но на некоторых перекрестках нужно снижать скорость до 50 км/ч (стоят знаки, это контролирует камера, об этом предупреждает навигатор).

На шоссе (я ездил только по ним) скорость варьируется от типа дороги: 80-90 км/час если прямая и хорошее покрытие, 50-60-70 км/час если населенный пункт/извилистая дорога/ремонт. Вообще понятие «сплошная» есть, но, к примеру, в Тель-Авиве частый вариант - 3 полосы (всего на дороге), везде прерывистая, стрелками указано направление движения. Желтая стрелка - движение автобусов, и вообще, маршрутного транспорта. Кстати, желтые стрелки и «маршрутную» разметку видно достаточно плохо, нужно быть внимательным. Я пару раз проезжал по «маршрутным» полосам, однако к счастью недалеко и без последствий.

Пробки

Пробки есть. Причем и в городе, и на шоссе. На шоссе они длинные, растянутые. Судя по наблюдениям, пробки «циклические» - утро-вечер, в выходные, еще +покупки (это в пятницу, когда начинается «шабат-шалом»). ДТП типа «догнал» достаточно регулярны, что немудрено с их культурой вождения. У нас в Москве ездят гораздо грамотнее и вежливее (в общей массе). При проезде места ДТП машины притормаживают, смотрят - пробки конкретные получаются (так, видимо, везде).

Такое ощущение, что вообще никто не знает маршрутов объезда - все стоят в пробке. Я, кстати благодаря навигатору, весьма оперативно проезжал «затычки». Хотелось бы особо предупредить - поворотниками практически никто (кроме арендованных машин) не пользуется, разве что в пробке при перестроении, аварийкой «спасибо» не говорят. На шоссе беспорядочное движение не смотря на разметку, немалую «лепту» в которое привносят мото- «агрегаты».

Мото-

Их здесь полно. Не много, а ПОЛНО. Причем доля мотоциклов 1/4, остальное - скутеры. Много и разные. Скутеры ездят по дорогам. Скутеры ездят по тротуарам/против движения/на красный и т.д. Скутеры полностью игнорируют ПДД. На них не обращают внимание. Вообще. Едет по тротуару, объезжает пешеходов и все Ок. Нужно просто «смириться».

Полиция

Полиция на трассе местами просто стоит на обочине, местами в «засаде» контролирует скорость, гоняется за нарушителя ми, останавливает на дороге. Меня не останавливали, но я все это видел. Из документов нужно иметь - тот пакет, который дает прокатная контора, водительское, паспорт (заграничный, естественно). 10% превышение скоростного режима допускается, выше – отлавливается «по мере возможности». Полиция может оштрафовать, вписать баллы (у нас такого сейчас нет), ограничиться внушением. Денег, естественно, не берут - предложение взятки (очень не рекомендую). «Мигалки» синие, сине-красные - все полиция , все могут остановить, все имеют одинаковые права... Если заблудились, можно остановиться и спросить у них – подскажут/покажут/выведут.

Бензин

Заправки в городе скрыты в переулках/подземных паркингах, есть и на береговой линии, на трассах хорошо видны, стоят достаточно часто. Заправка - магазин, туалет, иногда кафе. Бензин 95го октана стоит порядка 80 рублей за литр (может быть за галлон, не смотрел). Дороже, чем у нас. Кстати о дороговизне, налог на приобретение машины 127%.

Парковки

С парковкой тут, особенно в городе, «засада». Места мало, зачастую паркинг «стихийный», очень много приезжих из других городов (читаем – со всей страны). Миллиметр от машины спереди и сзади считается нормой. Поцарапанные бампера - норма. Не ты, так тебя.

Именно поэтому страховку нужно брать только полную (super), с нулевой франшизой.

Парковки, конечно, платные - есть в городах и при отеле для постояльцев, цена порядка 400 рублей в сутки.

Что же лучше взять?

Чем меньше машина, тем лучше. Я взял Smart, на нем можно «запарковаться» в любую «дыру». Хоть вдоль, хоть поперек (он практически квадратный). Мой Smart даже не потреблял, а «дышал» парами бензина - на 100 км расход топлива 4 литра. В Израиле при цене бензина 80 руб/литр - это очень удачный выбор. Еще о Smart - максимальная скорость 130 км/ч, 20 секунд до 100 км/час (успеваешь сравнить скорость со знаками и принять нужное решение). При условии: камеры, контроль скорости, парковки - идеальный вариант. Рекомендую.

Автор статьи: Алексей Капускин