Примеры строительства дорог иностранцами впечатляют – и асфальт у них получается ровнее, и отличное состояние дороги держится несколько лет, да и само создание новых дорог у них происходит в кратчайшие сроки. В России же все наоборот – асфальт через несколько месяцев начинает трескаться, разметки не хватает даже на год, ремонтные работы могут начинаться зимой и длиться месяцами, да и слой новых дорог такой тонкий, что в нем можно протереть дыру.

В общем, одним из первых действий нового старого президента РФ Владимира Путина стало предложение о разрешении иностранным компаниям строить дороги в России. Соответствующий законопроект должен быть разработан до 1 декабря 2012 года.

В этом проекте депутаты должны придумать, как привлечь иностранные компании к участию в наших конкурсах на строительство автодорог федерального и регионального значения. Далеко не секрет, что дорожные фирмы других стран обладают более современными технологиями и материалами, что поможет сэкономить на строительстве и, возможно, заставит подтянуть уровень мастерства местных дорожников. При этом они не будут «отнимать хлеб» у российских конкурентов – дорог хватит на всех. По словам президента Национального объединения строителей Ефима Басина, в нашей стране ежегодно нужно строить по 1-1,5 тысячи км дорог.

А конкуренция в дорожном строительстве в нашей стране – вопрос актуальный. Компаний, способных строить дороги, не так уж и много, и все они имеют нехилые запросы. Например, в Москве недавно бракованный участок дороги ремонтировали «по гарантии» 16 раз! А эксперты подсчитали, что на ремонт наших дорог требуется 80 лет. Более того, в дорожной отрасли коррупция достигает баснословных размеров – откаты в ней могут достигать даже 300-400%.

И еще пара цифр – в 1995 году 1 км строящегося МКАДа стоил 100 миллионов долларов, а несколько лет назад первый км Четвертого транспортного кольца обошелся нашему бюджету в 670 миллионов долларов. Неудивительно, что этот амбициозный проект был заморожен. Ну и, конечно, не стоит забывать о нашей гордости – Сколковской нанотрассе, на каждый км которой было потрачено по 1 миллиарду рублей. Уже через три месяца состояние этой передовой дороги оставляло желать лучшего.

Для иностранцев это просто дико. В Европе стоимость 1 км новой дороги не превышает 10 миллионов долларов. Однако до сих пор в РФ нет закона, разрешающего иностранным компаниям участвовать в тендерах и аукционах на дорожное строительство и ремонт в России.

В дорожном строительстве есть большая проблема – монополисты, которые назначают угодные им цены на материалы. И эти цены растут с каждым годом как на дрожжах, но качество дорог от этого не меняется. Еще одна проблема – решение административных вопросов. Например, вопросы по выкупу земли, вырубке лесов и перераспределению коммуникаций на месте будущего строительства ложатся именно на дорожников. А ведь некоторые согласования приходится ждать месяцами.

Кроме того, Владимир Путин узаконил поправки в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и в статье 16 федерального закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также о поправках в некоторые законодательные акты, касающиеся дорожной сферы. Согласно этим нововведениям, будет создана законодательная база, которая позволит заключать с дорожными компаниями контракты жизненного цикла. Иными словами, государство будет возмещать инвесторам все затраты на строительство вверенного им участка дорог взамен на то, что компания-строитель будет нести ответственность за свой объект, в том числе и финансовую, на протяжении всего срока действия договора.

Кстати, в строительстве одного из участков новой платной трассы Москва – Питер участвуют и иностранцы. Компания СЗКК, взявшаяся за строительство дорожного участка длиной в 43 км, была создана 5 лет назад, она является совместным предприятием французской компании Vinci и группы российских инвесторов. При этом акции компании разделены между французами и российской стороной поровну – 50 на 50. Кроме того, среди проверяющих качество новой дороги есть и британская компания AECOM, которая, правда, выступает лишь в качестве независимого технического эксперта. Дотошные англичане проверяют буквально все, вплоть до влажности земли, предназначенной для насыпи.

И похожая на предложенную схема с контрактом жизненного цикла уже реализована в рамках участка трассы, который строит компания СЗКК. Строительная фирма должна построить и сдать в эксплуатацию вверенный ей участок дороги, а затем на протяжении 30 лет взимать плату за проезд по нему и следить за состоянием дороги. При этом правительство освобождает СЗКК от налогов вплоть до тех пор, пока дорога не станет приносить ей прибыль. А спустя 30 лет компания обязана будет передать государству дорожный отрезок в надлежащем состоянии.

Кажется, что эта схема удобна всем – государство «нанимает» строителя, предоставляя ему льготы, давая возможность заработать и по прошествии определенного срока получить готовый дорожный участок в отличном состоянии.

Текст: Ольга Цуканова