Значительная часть средств на улучшение российских дорог год за годом оказывается неиспользованной. Из-за бюрократии чиновники на местах не успевают освоить миллиарды рублей, поступившие в дорожные фонды. Часть средств и вовсе тратится не по назначению. К таким выводам, как выяснила «Газета.Ru», пришли эксперты Счетной палаты, проведя масштабную проверку работы всех российских регионов.
Как стало известно «Газете.Ru», Счетная палата России провела масштабную проверку освоения регионами средств из Дорожного фонда РФ. Суммарный объем региональных дорожных фондов из консолидированных субъектов России на 2016 год был определен в размере 957,4 млрд руб., из которых по состоянию на 1 ноября 2016 года освоены всего 588,3 млрд руб., или 61,4%.
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора,
среди субъектов Федерации лидерами своеобразного антирейтинга стали Пермский край, Самарская и Нижегородская области.
Также не смогли освоить выделенные на улучшение дорожной инфраструктуры Ростовская область (не освоено 2,29 млрд руб.), Приморский край (не освоено 2,17 млрд руб.), Удмуртия (не освоено 871 млн руб.).
Согласно информации Счетной палаты, не полностью осваивает средства Главное управление дорожного хозяйства Московской области, есть вопросы к соответствующим структурам Воронежской, Тверской, Свердловской и Калужской областей. Как дают понять в Счетной палате, полный список «медлительных» регионов будет опубликован в ближайшее время.
Почему не получается потратить вовремя
Характерная проблема для большинства регионов повторяется из года в год. И во многом в силу бюрократических причин ситуация не улучшается — израсходовать деньги вовремя не получается. А полученные сверх ожидаемых планов средства так и вовсе превращаются в головную боль.
К примеру, как заявлял ранее в своих выступлениях аудитор Счетной палаты России Валерий Богомолов, в текущем году Пермский край планировал получить 3,5 млрд руб., а получил 4,5 млрд. Еще ряд регионов оказались в аналогичной ситуации. При этом, по словам Богомолова,
субъекты образовавшуюся разницу направляют не на дороги, а на решение совершенно других задач, не связанных с дорожным хозяйством.
Как подтвердили «Газете.Ru» в Росавтодоре, основными причинами возникновения сложившейся ситуации являются длительность внутренних межведомственных согласительных процедур и несвоевременное заключение госконтрактов с подрядчиками. «Те субъекты, которые без объективных обстоятельств не смогут выполнить свои бюджетные обязательства по освоению федеральных субсидий и трансфертов, попадут в зону риска. Это связано с тем, что с этого года предусмотрена возможность возвращать в бюджет государства все средства, направленные из дорожного фонда страны в регионы и оставшиеся без освоения.
В этом случае достраивать начатые объекты местным администрациям придется за свой счет», — отметили в ведомстве.
При этом в Росавтодоре заявили, что в отличие от Счетной палаты не имеют информации об отвлечении выделенных трансфертов от установленных целей. «В целом по стране ожидаемые показатели освоения бюджетных средств по сравнению с прошлым годом значительно улучшатся. Большинство работ завершены и оплачены осенью. Часть субъектов находятся в стадии приемки объектов и расчетов с подрядчиками. В этой группе 18 регионов, которые должны поправить свои показатели до конца декабря», — уточнили в ведомстве.
Главная причина — бюрократия
Как пояснил «Газете.Ru» президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, зачастую регионы не осваивают федеральные средства по вполне объективным причинам. Например, подрядчики могут затягивать сроки сдачи объектов, не успевать с оформлением документов. Но главной проблемой эффективности работы по использованию средств на дороги эксперт считает процветающую бюрократию.
«На пути самих чиновников на местах стоит мощнейшая бюрократическая машина, — говорит Скворцов «Газете.Ru». — С начала года начинаются различные согласования. В Федеральной целевой программе (ФЦП) определены показатели, которые должны быть достигнуты в регионе, но вся процедура, от получения денег до их расходования, невероятно затягивается.
Так, деньги к маю доходят до региона. Потом нужно объявить торги. Получается, что в итоге работы начинаются в середине лета, а то и в конце.
Чтобы успеть хоть как-то освоить деньги, асфальт кладут уже в холодную погоду, когда он уплотняется совсем не так, как в теплую. Нижний слой, на который кладут асфальт, холодный, поэтому качество покрытия страдает».
На эту же проблему указывают и представители Счетной палаты. «Одной из причин неполного использования бюджетных средств является их позднее поступление. Но есть остатки, которые уже несколько раз возвращаются. Причина таких остатков — это качество подготовки обоснований и анализа возможности использования планируемых бюджетных ассигнований», — говорил аудитор Валерий Богомолов.
Согласен Скворцов и с тем, что проблема нецелевого использования денег из дорожных фондов существует до сих пор, несмотря на требование президента России Владимира Путина прекратить такую практику. Так, во время «прямой линии» Путин заявил, что «власти регионов используют их [дорожные фонды] как загашник, из которого можно взять средства на другие цели». На «утруску» и «усушку» средств в дорожных фондах жаловался и глава МВД Владимир Колокольцев.
«Конечно, эти деньги губернаторы «гонят налево», — сказал Скворцов. — Сейчас проблема стала меньше, их стали больше за это «щипать». Но ведь в этом есть и объективная причина — регионы пытаются урвать кусочек на медицину, на пенсионеров. Но если мы с вами платим транспортный налог, то вправе требовать, чтобы собранные средства шли на улучшение дорожных условий. А финансовой ответственности за указанные нарушения пока нет».
Для улучшения ситуации Скворцов советует максимально упростить все процессы согласований.
«В правительстве боятся, что кто-то обязательно разворует деньги из дорожного фонда, и их контроль использования этих средств размазывают между ведомствами, — говорит эксперт. — Сейчас удалось добиться введения понятия переходящей части, когда выделенные деньги переносятся на следующий год. Но выход из ситуации — это только ликвидация административных барьеров».
Нормативы и ДТП
Между тем, по данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами («Радор»),
в ненормативном состоянии в стране находятся порядка 62% от общей протяженности региональных трасс.
Именно улучшение их состояния является первоочередной задачей при распределении средств в дорожные фонды регионов. По оценке «Радора», выделенные в этом году средства позволят в итоге отремонтировать не более 2%, или порядка 9 тыс. км дорог с твердым покрытием. Также далеко не все регионы успешно справляются с поставленной задачей по удвоению объемов строительства. Как рассказывал на выставке «Дорога Экспо» гендиректор ассоциации «Радор» Игорь Старыгин, в 2016 году в планах по вводу обозначены 1649 км, что не соответствует тем темпам, которые декларировались для субъектов.
При этом за первые 10 месяцев текущего года в России в ДТП погибли уже почти 17 тыс. человек. Все большее негативное влияние на аварийность оказывает плохое содержание дорожной сети. Так, с начала года в ГИБДД насчитали 56,8 тыс. ДТП именно по этой причине — на 11,9% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Увеличилось на 13,1%, до 72,2 тыс. человек, и число пострадавших в них. При этом погибших в ДТП такого рода оказалось на 4,9% меньше — 6,2 тыс. человек.
Дороги
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат