Дорожная реформа в России стартовала: госкорпорация «Автодор» открыла первый платный участок на трассе «Дон». Отныне с водителей, уже профинансировавших строительство отечественных автобанов своими налогами, будут брать деньги снова - теперь уже за проезд по ним.

ВЛипецкой области открыли после реконструкции первый платный участок федеральной трассы «Дон». Деньги за проезд здесь брали и раньше, только стоимость проезда была ниже, длинна участка меньше, а для местных номеров, как говорят очевидцы, проезд был бесплатным. Открытие реконструированного участка в 50 км сопровождалось скандалами: никакой «платы за километр» - только полная стоимость. Никаких скидок для местных жителей. Потерял чек – на выезде заплатишь снова. Минимальная стоимость проезда – 55 рублей. Максимальная – за фуру – 220. Не хочешь платить – есть бесплатный аналог, только ехать по нему в два раза дольше.

По данным опроса, проводившегося в этом году «Левада-Центром» в разных регионах, за движение по дорогам согласны платить всего 18% россиян (или 35%, с учетом того, что более чем у половины опрошенных не имеется автомобиля).

В свою очередь, 22% (то есть более 40% граждан страны) заявили, что ни при каких обстоятельствах платными трассами пользоваться не будут.

Важно и то, что больше половины из тех, кто готов платить, считает приемлемой лишь цену менее 2 руб. за километр. В случае с открытой в Липецкой области трассой мы имеем следующий расклад: для легковых авто – примерно 1 рубль за километр (при условии, что они проедут весь платный участок). Для обычных грузовиков – 2 руб. Для тяжелых фур – более 4 руб. за километр. Впрочем, на открытии первого полноценного российского автобана специалисты уверяли: большая часть водителей – по меньшей мере 60% - никуда не денется и будет платить за проезд.

К 2016 году количество «платных километров» только на трассе «Дон» увеличится до 766. Интересно тут следующее: фактически, автомобилист своими деньгами будут окупать расход государственных средств, которые казна собрала с них же – в виде налогов. Ибо на строительство платного участка «Дона», например, было потрачено 4,8 млрд руб. из госбюджета. То есть из средств налогоплательщиков. В целом на строительство и реконструкцию своих 2,5 тыс километров трасс «Автодором» будет до 2015 года истрачено 1,48 трлн руб., в подавляющем большинстве – государственных. В первые сутки работы касс на трассе «Дон» проехали 17 тыс. машин, с которых «Автодор» собрал свыше 1 млн 150 тыс. рублей.

Кстати, деньги, вырученные от населения напрямую и через госбюджет, корпорация не будет возвращать в казну – напротив, станет распоряжаться ими сама.

Это резко расходится с практикой взимания платы за дороги в других странах: так, платные трассы в США строятся частными компаниями и на свои средства – которые после окупают свои вложения за счет желающих пользоваться их дорогами. В США цена проезда по платной дороге колеблется в районе 5 центов за километр. В Испании 50-километровый отрезок платной трассы «стоит» от 3 до 5 евроцентов. А вот что касается, например, немецких автобанов – то они c 2005 года были вообще бесплатны для всех. Лишь в прошлом году правительство Германии, которая понесла основные расходы на покрытие финансового кризиса в Европе, вернуло плату – для большегрузного коммерческого транспорта. Озвученные же в конце 2009 года планы введения платы для всех, в том числе легковых автомобилей – в дополнение к и без того высокому транспортному налогу и ценам на бензин – вызвали в германском обществе такую негативную реакцию, что их так и не реализовали.

В российском обществе реакция на платные трассы, тоже негативная. Но реализации государственных затей это никогда не мешало.