Московские власти предлагают запретить движение грузовиков по МКАД на большую часть дня— с 7.00 до 22.00. В подобном запрете есть рациональное зерно, говорят эксперты, но нет возможностей для успешной реализации: отсутствие стоянок для фур и складов за пределами МКАД приведет к тому, что Москва останется и без продуктов, и без автомобилей, после того, как грузовики перекроют все въезды в город.

Департамент транспорта и связи города Москвы предлагает ограничить проезд грузового транспорта по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) на большую часть дня. Проект соответствующего постановления департамент 28 сентября внес на рассмотрение правительства Москвы.

Проект, предложенный московскими чиновниками, предусматривает введение запрета на передвижение автомобилей грузоподъемностью более 1,5 тонны по МКАД с 07.00 до 22.00. Запрет предлагается ввести с 15 января 2011 года. Ограничения не будут касаться грузовиков оперативных и аварийно-спасательных служб, техпомощи и спецавтомобилей, задействованных на уборке территорий. Движение по МКАД в дневное время также будет разрешено машинам, осуществляющим международные перевозки и следующим по адресу, указанному в перевозочных документах.

МКАД вернут к первоначальному предназначению

В департаменте напоминают, что задачей МКАД изначально было распределение потоков транспорта с радиальных магистралей и снижение нагрузки в центре города. Однако эта функция не реализуется— во многом в связи с тем, что прилегающие к дороге территории застроены различными объектами, в том числе крупными торгово-развлекательными центрами.

«Это приводит к существенному увеличению нагрузки на магистраль и, как следствие, – к резкому ухудшению дорожной обстановки»,— говорится в сообщении департамента.

Грузовики не пускают в центр

Сейчас автомобилям грузоподъемностью более 1 тонны запрещено появляться в пределах Садового кольца в дневное время. Исключение сделано для грузовиков, проезд которых необходим столице: эти автомобили попадают в центр при наличии спецпропуска.

Со следующего года, согласно решению московского правительства, будет ограничен въезд в центр города грузовиков с экологическими характеристиками ниже стандарта Евро-3. Аналогичные ограничения для автомобилей с экологическими характеристиками ниже стандарта Евро-4 вступит с 2012 года.

По-европейски

Евро-2— стандарт двигателей, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, был введен в Европе в 1996 году, Евро-3 пришел к нему на смену в 1999 году, Евро-4 действует в Европе с 2005 года. С 2008 года грузовики ниже Евро-2 не могут въезжать в центр Москвы. Эта мера, по мнению столичных властей, может снизить выбросы загрязняющих веществ на 8 тыс. тонн в год— примерно на 5%.

«Сейчас фуры хотя бы хоть как-то движутся»

Эксперты, опрошенные GZT.RU, отметили, что в предложении департамента транспорта и связи есть рациональное зерно, однако его необходимо реализовать правильно.

Грузовой транспорт, конечно, вносит свою лепту в огромные пробки в Москве— особенно это актуально в весенне-летние периоды, когда люди ездят на дачи, говорит глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его словам, введение запрета на движение фур по МКАД в дневное время, с одной стороны, будет выгодно как простым автомобилистам— за счет освобождения дорог— так и грузоперевозчикам— за счет экономии горючего и увеличения ресурса автомобилей при поездках по свободным трассам по ночам.

«С другой стороны, возникает вопрос: где будут пережидать дневное время фуры, подъезжающие к Москве с грузом?— добавляет Лысаков.— Сейчас они хотя бы интегрированы в транспортный поток и хоть как-то движутся. А если они будут парковаться вдоль обочин, стоять двумя рядами, занимать улицы, – это создаст не меньшие проблемы».



Предложение департамента, скорее всего, является аппаратным решением, при принятии которого вряд ли учитывалось мнение автосообщества, предположил руководитель движения автомобилистов.

«Это похоже на популистское решение, которое обыватели, конечно, воспримут на ура. Но вот что за ним стоит, насколько оно продумано и согласовано с грузоперевозчиками— это вопрос, и я пока ответа на него не знаю. Поэтому определенные опасения остаются»,— заключил Лысаков. Москву ждет голодный бунт

С точки зрения простых автомобилистов введение запрета на движение грузовиков в дневное время было бы рационально, говорит руководитель московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

«Автомобилистам однозначно будет гораздо легче передвигаться по дорогам,— пояснил эксперт.— Но насколько это будет рентабельно с точки зрения перераспределения грузовых потоков, я судить не берусь. Если все эти грузовики будут скапливаться на подъезде к Москве и не будет организовано ни одной парковочной площадки, то ситуацию это мало изменит. Потому что они все выстроятся вдоль дорог, и мы будем ехать и видеть перед глазами картины начала голодного бунта или начала войны».



«Рубанули по хвостам, как всегда»

Для того чтобы правильно оценить предложение департамента транспорта и связи, необходимо понимать, зачем вообще нужны грузовые машины и что они делают на МКАД и в Москве, отметил главный редактор журнала «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

«Стритрейсеры катаются в свое удовольствие, а грузовые машины выполняют транспортные задачи: везут в Москву на терминалы и из Москвы с терминалов народно-хозяйственные грузы— то есть всю нашу еду, вещи, бытовую технику, стройматериалы,— пояснил эксперт.— При этом у каждого крупного предприятия, оптовой базы или торговых сетей есть графики, по которым производится подача машин с грузом— например, в 11 часов, в 16 часов, в 18… Каким образом это стыкуется с тотальным запретом на движение грузовиков, я могу представить с трудом. Зато я совершенно четко могу представить, что водители будут давать взятки инспекторам ГАИ, чтобы проехать, потому что в товарно-транспортной накладной у них обозначено время разгрузки— 15 часов, например. В этой ситуации водители, как обычно, остаются без вины виноватыми. Рубанули по хвостам, как всегда».

Логика в ограничении движения грузового транспорта на МКАД есть, отметил Войтко. Но введение ограничений должно сопровождаться масштабными инфраструктурными изменениями на дорогах.

«По факту, московские власти должны озаботиться тем, чтобы выводить из Москвы крупные промышленные предприятия, оптовые базы или, по крайней мере, выносить товарораспределительные центры и логистические терминалы за пределы МКАД, а также создавать стоянки для фур, тоже за пределами МКАД,— пояснил он.— Если они введут запрет без этого, то город останется и без грузов— т.е в том числе без продуктов— и без машин. Потому что фуры, которым запретят ездить по МКАД, перекроют все въезды в Москву».

Если распределительные центры, терминалы и склады будут находиться за пределами МКАД, груз, который привезут туда на фурах, смогут разгрузить и доставить в Москву на небольших машинах без ущерба движению. По словам Войтко, выводить склады за пределы города— это настоятельная необходимость, по этой логике развиваются все мегаполисы.

Эксперт также обратил внимание на то, что в настоящее время на подъезде к Москве нет стоянок для большегрузных автомобилей в достаточном для введения подобного запрета количестве.

«Возникает вопрос: кто, на какой земле и на какие средства будет их строить? — пояснил Войтко.— Если это программа правительства Москвы, то правительство Москвы должно обеспечить бесплатные и удобные стоянки в достаточном количестве. Если же этого не будет сделано, то это окажется очередная ситуация, которая больше похожа на пиар-акцию».

Юлия Котова