Правительство России в нынешних условиях не в состоянии финансировать строительство дорог. Кардинально улучшить ситуацию не поможет и анонсированное возрождение системы дорожных фондов. Зато повысить инфляцию эта мера вполне способна.

Министр финансов Алексей Кудрин на брифинге во вторник, 27 июля, признал: «Программа развития дорожного хозяйства не может исполняться в том объеме, в котором мы ее запланировали». Именно этим обстоятельством, а вовсе не желанием перевести финансирование дорожной отрасли на более цивилизованные рельсы, обусловлено решение повысить акцизы на топливо при одновременном сохранении транспортного налога.

Не рассчитали

«Мы рассчитывали на то, что страна не попадет в такой кризис, что ВВП будет устойчиво расти на 5–7% в год, соответственно, будут расти доходные источники бюджета»,— объяснил Кудрин. Вместо этого ВВП упал почти на 8%, и признаков его восстановления не видно. В 2010 году, по словам министра, «в силу ряда факторов» бюджетные источники будут даже ниже, чем в 2009-м.

Что это за факторы, глава Минфина объяснить отказался. По мнению партнера компании ФБК Игоря Николаева, скорее всего, имелась в виду опасность понижения цен на нефть— основного источника пополнения федерального бюджета. Ранее Кудрин уже заявлял, что нефть может упасть до $60 за баррель, напомнил эксперт.

Для улучшения ситуации с дорогами в России решено воссоздать существовавшую ранее систему дорожных фондов. По словам Алексея Кудрина, эта идея уже получила одобрение президента, и к осени проект закона о создании Федерального дорожного фонда будет внесен в Госдуму.

Акцизно-дорожный фонд

«Федеральный дорожный фонд будет аккумулировать средства на содержание и строительство дорог,— рассказал министр.— Кроме того, он пополнится новыми источниками». Основным из них Кудрин назвал повышение акциза на бензин, который будет в течение трех лет увеличен на три рубля.

Автомобилисты «постепенного и очень плавного» повышения акциза даже не почувствуют, уверяет министр: «За прошлый год цена бензина увеличилась на 3 рубля, а мы говорим об одном». Зато благодаря этой мере в 2011 году планируется собрать дополнительно 82,9 млрд рублей, в 2012 году— 174 млрд рублей и в 2013 году— 279 млрд рублей. Общий объем Федерального дорожного фонда, по расчетам Минфина, в эти годы составит 377, 348 и 408 млрд рублей.

При этом часть средств от повышения акциза предполагается передавать региональным дорожным фондам. В 2011 году в регионы отправят 34,2 млрд рублей, в 2012 и 2013 годах— половину от собранных доходов (87 млрд и 139,5 млрд рублей соответственно). Сколько получит конкретный регион, будет определяться по специальной формуле, учитывающей реальные потребности в дорожном строительстве

Акциз повысят, налог оставят

Ранее повышение акциза на топливо увязывалось с отменой транспортного налога. Однако по многочисленным просьбам «с мест» правительство решило отказаться от этой меры, сказал Кудрин. Вместо этого базовую ставку налога решено вернуть на прошлогодний уровень (с 1 января 2010 года она была повышена вдвое). Одновременно за регионами сохраняется право увеличивать или уменьшать эту ставку в 10 раз.

Кроме того, региональные власти смогут устанавливать нулевую ставку транспортного налога в отношении автомобилей мощностью меньше 150 л.с. Правда, на вопрос, что способно побудить регионы отказаться от транспортного налога, за сохранение которого они так активно боролись, Кудрин ответить не смог.

Дороги отправят в ремонт

Помимо акциза на бензин и бюджетных средств источниками пополнения Федерального дорожного фонда станут сборы с крупнотоннажных автомобилей, платежи за транзит иностранного транспорта и, возможно, сборы за провоз тяжеловесных и негабаритных грузов, рассказал журналистам министр транспорта Игорь Левитин.

В результате всех этих мер объем средств, направляемых на содержание и строительство дорог, за три года увеличится примерно на 60%. По словам Игоря Левитина, это позволит к 2015 году довести финансирование работ по содержанию федеральных автодорог с нынешних 30–32% до 85%.

«Мы приведем в соответствие с нормативами 45 тыс. км из 54 тыс. км дорожной сети»,— — пообещал министр. Кроме того, по словам главы Минтранса, будет построено 14 тыс. км новых дорог и отремонтирована 1 тыс. аварийных мостов.

Хорошо, но мало

По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, само по себе создание дорожного фонда— это «очень отрадное событие». Равно как и решение переложить основные расходы по строительству дорог на плечи автомобилистов. «На бюджетные деньги дороги построить невозможно,— уверен он.— Минфин никогда не найдет этих средств».

Суммы, которые планируется привлечь, совершенно не отвечают масштабу задач. «Простой расчет, который мы повели исходя из утвержденных правительством нормативов затрат на содержание федеральных дорог, показывает, что только на поддержание дорожной сети в нормальном состоянии требуется около 1,2 трлн рублей в год»,— рассказал Блинкин GZT.RU.

Если же при этом еще планируется строить новые дороги, сумма должна быть увеличена до 1,7 трлн рублей. «А даже в самом лучшем 2008 году на дорожное строительство (всех уровней, а не только федерального) было потрачено 570 млрд рублей»,— напоминает эксперт.

В качестве примера Блинкин привел историю с созданием дорожного фонда в США в 1956 году. План создания фонда представлял лично президент Эйзенхауэр, который сумел убедить американцев, что ради развития дорожной сети нужно повысить цену бензина на 25%. «В нашей стране уровень доверия к власти таков, что подобный консенсус, к сожалению, малореален»,— констатировал эксперт.

В то, что планы Минтранса удастся выполнить, не верит и Игорь Николаев из ФБК. В разговоре с GZT.RU он напомнил, что на 2010 год в бюджете на дорожное строительство было запланировано 370 млрд рублей. По факту же эта цифра, по признанию Алексея Кудрина, уменьшилась до 280 млрд.

Деньги в банках

Это, кстати, ставит под сомнение еще один тезис Игоря Левитина, утверждающего, что возрождение системы дорожных фондов даст гарантии финансирования и позволит привлекать частные инвестиции. В частности, речь может идти о кредитовании со стороны банков.

«Мы предлагаем, чтобы банки принимали активное участие в финансировании строительства дорог с учетом целевого источника,— рассказал Левитин журналистам.— Они будут понимать, сколько денег есть в федеральном бюджете, и смогут кредитовать подрядчиков для строительства автомобильных дорог».

Дмитрию Медведеву дороги не дороги

Президент России Дмитрий Медведев не исключает, что в будущем россияне пересядут из автомобилей в вертолеты. Во вторник он побывал на занятии студентов «креативного класса» Московского института стали и сплавов (МИСиС). В частности, в ходе этого визита известный дизайнер Владимир Пирожков провел для студентов «мозговой штурм» на тему: вместо строительства разветвленной сети дорог в России— развитие вертолетного транспорта.

«Тому, кто умеет летать, дороги не нужны, это, конечно, мечта, но не совсем балбесная»,— отметил Пирожков. Президент согласился с дизайнером. «Чтобы запустить этот проект, конечно, нужно постараться, но это не значит, что не нужно мечтать, тем более, что по известной поговорке, количество хороших дорог у нас не так быстро увеличивается, а количество известных людей не так быстро уменьшается»,— сказал Дмитрий Медведев.

Напомним, ранее предложение пересесть на вертолеты высказывал губернатор Московской области Борис Громов.

«Ни о каких гарантиях не может быть речи,— уверен Николаев.— Если перед правительством стоить выбор— платить повышенные пенсии или строить дороги,— оно, конечно, выберет пенсии». Что же касается идеи привлечения частного финансирования, то она, по словам Николаева, абсолютно нереалистична. «У нас уже была система дорожных фондов— а частных инвестиций не было»,— говорит аналитик.

Инфляция вместо дорог

Не вызывает у него доверия и утверждение Алексея Кудрина, что повышение акциза на бензин не сможет заметно повлиять на инфляцию. «Да, по прямому счету повышение цены топлива, стоимость которого закладывается в каждый товар и каждую услугу, увеличит инфляцию максимум на несколько десятых процента.— говорит Игорь Николаев.— Однако мне кажется, что министр недооценивает влияния этого фактора на повышение инфляционных ожиданий».

Достаточно самого факта повышения цены бензина, чтобы производитель начал повышать цены, уверен эксперт. Совокупный эффект от увеличения акциза он оценил в лишние 1,5–2% инфляции в год.

Опять опоздали

Самое обидное то, что, отстав на 100 лет в создании системы дорожных фондов (впервые эта идея появилась с массовым распространением модели Ford-T в США), Россия снова опоздала, говорит Михаил Блинкин из НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Сейчас начала распространяться принципиально новая схема сбора платежей за пользование дорогами, рассказал он GZT.RU. Передвижения автомобиля отслеживаются с помощью GPS, каждый отрезок тарифицируется в соответствии с утвержденными расценками, и в конце месяца автомобилисту приходит счет, как за электричество или сотовую связь.

Уже с 2011 года эта система заработает в Голландии, на очереди Дания и Австралия. «Увы, при нашем уровне развития технологий в России это нереально»,— признает Михаил Блинкин.



Дорожное строительство в России легко приобретает масштабы национального бедствия, от которого действительно впору спасаться на вертолете

Источник: Телеканал Звезда

Дмитрий Коптев