Камеры ГИБДД, платная парковка и борьба с безбилетниками в Москве привели к резкому росту количества неплательщиков штрафов — за год их число выросло со 150 тыс. до 2 млн. Один из должников «накопил» штрафов на 4,6 млн руб. Чтобы справиться с этим потоком, московским судебным приставам пришлось создать отдельное подразделение. Приставы обвиняют самих должников, которые якобы специально скрываются. Эксперт считает, что виной тому неадекватно высокие штрафы, которые пришлись на период финансового кризиса.
Катастрофический рост долгов по штрафам
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП по Москве, в 2013 году на исполнении находилось всего 150 тыс. документов по водителям-должникам. А уже в 2014-м, после активного внедрения камер ГИБДД и платных парковок, количество должников выросло многократно — по итогам года число исполнительных производств возросло до 2 млн единиц. По итогам первого полугодия 2015-го этот показатель стабилизировался — в настоящий момент в базе данных УФСПП числятся все те же 2 млн неуплаченных штрафов. Это 65% от общего количества исполнительных производств всех категорий в столице.
В общей сложности в первом полугодии 2015-го с водителей-должников и «зайцев», не желающих платить за проезд в общественном транспорте, приставы взыскали более 770 млн руб. в бюджет города Москвы.
Из них за нарушение правил парковки по штрафам, выписанным по 20 091 исполнительному производству, была получена сумма более 50,2 млн руб. За нарушения правил стоянки и остановки по 66 938 исполнительным производствам была получена сумма более 202,6 млн руб. По линии органов ГИБДД по 478 577 исполнительным производствам была получена сумма более 469,8 млн руб. «Зайцы» из общественного транспорта уплатили более 48 млн руб. долгов.
Число неоплаченных штрафов растет и в целом по стране. По данным федерального УФССП, по всей России на исполнении приставов в первом полугодии находилось 14,3 млн взысканий по линии ГИБДД, хотя годом ранее их было всего 10,1 млн. Всего взыскать с неплательщиков за первые шесть месяцев 2015-го удалось 4,3 млрд руб.
Спецподразделение по взысканию долгов
Чтобы справиться с волной водителей-нарушителей, в УФССП по Москве пришлось создать целое подразделение, в структуру которого входит три отдела по взысканию исключительно «автомобильных» долгов.
Иногда автовладельцы накапливают по штрафам фантастические суммы. По состоянию на 1 августа, за 8757 должниками числится более 10 неоплаченных штрафов на каждого. Однако всех остальных «переплюнул» 43-летний москвич, имя которого в ведомстве не называют.
С начала 2014 года в его отношении было возбуждено 922 исполнительных производства по нарушениям ПДД на общую сумму 4 610 000 руб.
Ранее в его собственности находилось несколько большегрузных фур, на которые и пришло столько штрафов. Однако владелец успел их продать до того момента, как до него добрались судебные приставы. В настоящее время мужчина числится безработным, поэтому приставы описали его имущество. При этом квартиру должника, как единственное его жилье, описать приставы не смогли.
Приставы обвиняют должников
«Водители-неплательщики надеются, что приставы их просто не найдут, — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП по Москве. — Многие рассчитывают, что их штрафы сгорят, делают вид, что просто не получали такие извещения. Конечно, есть должники, у которых нет возможности погасить свои штрафы. Для этого они должны обращаться в суды за рассрочкой или же позволить ему начать погашение задолженности с того момента, как они устроятся на работу. Так это происходит с безработными алиментщиками. Судебные приставы дают им направление в центр занятости, где те устраиваются на работу, и с полученной заработной платы начинает списываться долг».
Приставы уверены, что большинство водителей все равно становятся более законопослушными и вовремя оплачивают долги.
«В Москве в основном все должники обладают денежными средствами, — сказали «Газете.Ru»в ФССП России. — Проблем с неплатежеспособными, ведущими аморальный образ жизни гражданами в основном нет, и собираемость штрафов в целом стала лучше. При этом наличие штрафов у человека сейчас можно проверить на сайте судебных приставов».
Ведущий телепередачи «Главная дорога» Илья Скрябин уверен, что многие водители действительно надеются дождаться момента, когда у этих обязательств истечет срок действия. При этом большинство из них не знает до конца, сколько для этого должно пройти времени.
«Многие неплательщики надеются, что рано или поздно эти штрафы с них снимут, — говорит Скрябин «Газете.Ru». — Многие не знают, что на это дается два года.
Кто-то думает, что это год, кто-то, что два месяца, и таким образом, все надеются, что авось пронесет. При этом не все знают, что приставы спокойно могут списать средства с банковского счета или же со счета мобильного номера».
«Многие потеряли работу, и деньги сейчас есть далеко не у всех»
«Проблема большого количества неоплаченных штрафов сложнее, чем кажется на первый взгляд, и виноваты здесь в том числе сами судебные приставы, — заявил «Газете.Ru» замглавы Общественного совета при ГУ МВД, защитник прав автомобилистов Виктор Травин. — Они сами все время жалуются, что число должников растет, взыскивать они ничего не успевают, и рядовые водители, которые это слышат, начинают думать, что до них просто не доберутся. Такова психология, ничего не поделаешь. Я и сам, чего греха таить, тоже нарушаю, мне приходят штрафы, и вот это суждение, что до меня просто не доберутся, в голове постоянно сидит».
Кроме того, к росту числа неоплаченных штрафов привел и кризис, полагает эксперт. «Многие потеряли работу, и деньги сейчас есть далеко не у всех, — уверен эксперт. — Если человек занимается частным извозом, то сразу же отдавать эти штрафы ему часто не по карману. Он где-то рассчитывает, что все скоро наладится и он потом отдаст. К тому же не будем забывать, что в конце 2013 года сами штрафы у нас резко выросли. Это уже не 100–300 руб., а суммы порой в тысячи рублей. Конечно, для людей это тяжело».
По мнению Травина, люди бы платили штрафы вовремя, если бы всегда понимали их обоснованность.
«Власть явно не способствует тому, чтобы у людей просыпалась совесть, — считает он. — Есть огромное количество штрафов за абсолютно социально неопасные нарушения. Нечитаемые номера, езда по выделенной полосе, та же платная парковка — как они влияют на безопасность движения? Там, где штраф имеет воспитательную функцию, люди с ним соглашаются и платят, а там, где водитель понимает, что это лишь для наполнения бюджета, то и платить уже хочется намного меньше».
Напомним, что некоторое время назад «Газета.Ru» поучаствовала в одном из рейдов московских судебных приставов. С шести до десяти утра приставы стучали в двери неплательщиков штрафов, выписанных за игнорирование правил пользования платной парковкой.
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат