Январские продажи крупных автодилеров, как и ожидалось, заметно упали. Падение в сравнении с прошлым годом составило от 15 до 50%. Покупателей отпугнул резкий рост цен и неподъемные условия по кредиту. Вопреки общему тренду, небольшой плюс показал премиум-сегмент. Чтобы компенсировать потери, дилерам пришлось отказаться от традиционных скидок. Эксперты и участники рынка прогнозируют еще более тяжелый февраль, а также рост интереса к вторичному авторынку.

Пессимистичные прогнозы автомобильных экспертов на январь 2015 года оправдались. Большинство дилеров зафиксировало падение продаж сразу на 30–45%. Интерес к новым автомобилям съел ажиотажный спрос в ноябре-декабре прошлого года, резкое повышение цен и перебои с поставками от автопроизводителей. Серьезным ударом для покупателей стал и рост процентных ставок по кредитам. «Газета.Ru» выяснила, как дилеры закрыли первый месяц кризисного 2015 года.

В январе ГК «Автомир», в портфель которой входит несколько популярных автобрендов, реализовала 2492 автомобиля, что на 45,5% меньше аналогичного периода 2014 года.

Для минимизации прогнозируемой потери прибыли после ажиотажного скачка спроса практически по всем маркам и моделям были отменены скидки и специальные акции. Спецпредложения распространялись исключительно на сложные позиции.

«Лидерами продаж в компании стали автомобили марок Nissan, Hyundai, Kia, Skoda, Renault, — сообщил «Газете.Ru» начальник управления бизнеса ГК «Автомир» Алексей Пономарев. — В общем объеме продаж марки Nissan популярной моделью стала Almera, которая составила 26,8% продаж данной марки. В общем объеме продаж Hyundai популярными моделями стали Solaris и ix35, которые составили 45,5% и 30,5% продаж данной марки соответственно. В продажах KIA подавляющее число продаж пришлось на модель Rio (34,8%)».

Пономарев отметил, что автомобили преимущественно приобретались за наличные, а доля кредитных транспортных средств составила всего 9,8%.

Говоря о перспективе на февраль, эксперт спрогнозировал 50-процентное падение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Заметное снижение продаж зафиксировали по итогам января и в ГК «Автоспеццентр». Как сообщил «Газете.Ru» директор по продажам дивизионов «Премиум» и «ЭЛА» Александр Зиновьев, падение достигло отметки 16%. Наиболее успешную динамику по сравнению с прошлым годом продемонстрировали бренды KIA, Mazda, Hyundai, отрицательную динамику показали Skoda, Mitsubishi и Suzuki.

«Прогнозы специалистов о падении продаж на 30–50% не оправдались, поскольку ажиотаж, который начался еще в декабре 2014 года, продолжился и в новогодние каникулы, — рассказал Зиновьев. — Однако после 15 января продажи авто стали падать.

Прогнозы на февраль достаточно пессимистичные. Ожидается падение продаж до 35% по сравнению с прошлым годом. Такая ситуация связана в первую очередь с тем, что дилерские склады пустеют, а многие импортеры еще не возобновили производство. Значительное влияние на авторынок оказывают высокие ставки по автокредитам, которые сегодня достигают в среднем 24%».

В компании «Рольф» продажи в январе снизились примерно на 20%. При этом премиальный дивизион «Рольф Премиум» показывает рост в сравнении с январем 2014 года. Цифры пока предварительные, но в компании не ждут, что они всерьез изменятся.

«При этом надо понимать, что в январские отчеты попадают автомобили, которые были законтрактованы еще в декабре, а сейчас только выдаются. Это значит, что в феврале мы увидим куда более резкое снижение, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

— Премиум-сегмент пока остается локомотивом продаж. Продажи Mercedes-Benz даже немного увеличились – этот рост отражает сильные позиции марки на рынке.

Сильнее других упали продажи Ford и Jeep – это объясняется прежде всего тем, что цены по этим брендам выросли сильнее других. Еще одна интересная закономерность: меньше упали продажи тех марок, которые не так сильно подскочили в ноябре-декабре. Например, продажи Hyundai снизились, но не столь сильно, как по остальным брендам, – примерно на 15%».

Кроме того, в компании «Рольф» отметили, что в 2015 году рынок автомобилей с пробегом, и особенно его дилерский сегмент, будет расти.

В свою очередь, в дилерских центрах ГК «Алеа» «Газете.Ru» сообщили, что

по бренду Volkswagen падение составило порядка 15%, а по Jaguar Land Rover — около 30%. Основной причиной снижения объемов продаж явилось отсутствие товарных машин на складах.

«В январе наибольшим спросом пользовались модели Volkswagen Tiguan, Jetta и Polo седан, а также Range Rover и Range Rover Sport, — рассказали в пресс-службе. — Основная часть автомобилей была приобретена за наличный расчет, без привлечения кредитных средств. Продажи в кредит, к нашему сожалению, стремятся к нулю. Падение очень серьезное – почти в три раза».

В компании «Автопрага», официальном дилере Skoda, также признали, что спрос в январе резко упал.

«Большинство импортеров подняли цены на машины 2015 года выпуска, а на автомобили 2014 года цены подняли сами дилеры, чтобы компенсировать затраты на оплату новых машин, — отметили в пресс-службе компании.

Покупки автомобилей осуществлялись в основном за наличный расчет, так как ставки по кредитам значительно выросли. С учетом повышения цен на автомобили 2015 года выпуска, падение продаж у дилеров наверняка продолжится. Программы утилизации и trade-in действуют и сейчас на модели марки Skoda. Сильного прироста продаж б/у автомобилей не наблюдается, так как цены на этом рынке также выросли».

Оценка экспертов

Президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) Владимир Моженков также отмечает, что январские прогнозы сбылись и продажи оказались невысоки. По словам главы РОАД, причиной спада спроса стали январские каникулы, кроме того, многие запаслись автомобилями впрок. Также ряд автопроизводителей на некоторое время прекращал поставки, определяясь с новыми ценами.

«Падение по рынку наблюдается неравнозначное: у кого-то из брендов оно ощутимо, у кого-то больше, у кого-то меньше, — говорит Моженков «Газете.Ru».

— Около 150–170 тыс. автомобилей 2014 года перешли на 2015 год, и многие клиенты в январе воспользовались возможностью купить машину прошлого года. Сейчас еще идут распродажи машин 2014 года.

Больше всего таких предложений осталось у французов, американцев, у остальных запасы также есть, но поменьше. Контрактование на покупку новых автомобилей есть, даже по новым ценам, но, конечно же, не такое, как нам хотелось бы. На вторичном рынке было небольшое затишье, но в феврале этот рынок вновь начнет развиваться. По нашей оценке, в 2013 году было продано около 5,9 млн б/у автомобилей, в 2014-м – около 6,1 млн, и я предполагаю, что в текущем году продажи на нем достигнут 6,5–6,7 млн единиц».

В свою очередь, гендиректор компании «Подборавто» Денис Еременко уверен, что по объемам продаж январь 2015 года не стал ощутимо ниже того же периода 2014 года.

«По сравнению с объемами продаж, которые рынок продемонстрировал в ноябре-декабре, бум продаж спал и наступило затишье, которым традиционно отличаются январь и февраль, — сказал Еременко «Газете.Ru». — Цены на новые автомобили сильно выросли, кредиты дают под высокий процент, и покупательская способность снизилась. Спрос на вторичном рынке есть, при этом представленные на нем автомобили также дорожают.

Сильнее прочих прибавили в цене иномарки возрастом до пяти лет, например BMW X6, BMW 5-й серии подорожали в среднем на 300 тыс. руб. Машины в сегменте 400 тыс. руб. подорожали на 30–40 тыс. руб.

Люди интересуются предложениями, покупательский спрос есть, но при нынешних ценах большинство покупать автомобили не готовы. При этом количество предложений на специализированных сайтах падает: некоторые из тех, кто хотел продать свою машину, откладывают такое решение. Что касается дилеров, то некоторые в погоне за спехприбылями поднимают цены на машины, попавшие к ним по программе трейд-ин. Так, это Major, «Рольф» — их автомобили с пробегом выставлены дороже всех, а учитывая, что у них большой запас таких машин, эти игроки могут влиять на рынок.

Автомобильный обозреватель «Вести.FM» Игорь Моржаретто рассказал «Газете.Ru», что, по первым показателям, результаты первого месяца 2015 года оказались не такими страшными, как изначально предсказывали аналитики.

«Во многом за счет того, что покупателям выдавали машины, купленные в прошлом году, — говорит Моржареттно. – Заказов на новые машины сейчас почти нет, при этом многие автопроизводители их просто не принимают, поскольку не могут определиться с ценами на автомобили. Падение по цифрам будет однозначно».