Истощение запасов новых авто у дилеров, повышение цен, а также остановка заводов и приостановка продаж, объявленная рядом производителей, толкнули покупателей на вторичный рынок. Но эксперты уверены – с приобретением автомобиля с пробегом стоит подождать.

Отсутствие возможности купить новую машину ожидаемо привело потенциальных покупателей на вторичный рынок, который, оценив масштабы «бедствия», пусть и с небольшим опозданием, но отреагировал на глобальное увеличение спроса.

Проще говоря, цены выросли. Первые сообщения об этом прозвучали еще накануне. Эксперты фиксировали рост стоимости «среднестатистической» иномарки на уровне 7-8%, сейчас же он постепенно увеличивается.

Наиболее заметным оказалось повышение цен на свежие, фактически только прошедшие обкатку машины, в которых еще не выветрился «запах нового авто». Так, «прайс» на экземпляры, собранные в 2013 году, вырос на 20%, а практически новые автомобили 2014 года подорожали на четверть.

Тем не менее, повальный рост ценников наших сограждан не останавливает. Ими овладел самый настоящий психоз, спровоцированный как многолетними экспериментами властей «над биомассой», так и элементарной экономической безграмотностью.

Дело в том, что речь не идет об осознанных покупках, а о массовой истерии в стиле «Гипс снимают, клиент уезжает!». На рынке новых авто она практически завершилась, однако «сбросить» рублевую наличность успели далеко не все. Этим, собственно говоря, и обусловлен 15-процентный рост продаж на вторичке, показанный в декабре. Притом, в ноябре динамика была нулевой. Впрочем, росту поспособствовал и приток иностранцев. Помимо россиян, на рынок хлынули толпы покупателей из союзных Белоруссии и Казахстана.

Мнения экспертов, тем временем, напоминают гадание на кофейной гуще. Одни утверждают, что тенденция сохранится, другие предполагают, что спрос пойдет на убыль и закончится в первом квартале нового года.

По данным компании Carprice, в декабре резко увеличилось и число дилеров, торгующих автомобилями с пробегом. Так, если в ноябре прирост числа дилеров на рынке составил 1,7%, то в декабре их стало на 14% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Как прокомментировал изданию Газета.Ру глава Carprice Эдуард Гуринович, «в декабре сложилась уникальная ситуация для вторичного рынка автомобилей: дилеры начали скупать у автовладельцев практически все, что есть в наличии, по достаточно высоким ценам. Поэтому ближайшие месяцы — выгодное время для продажи автомобиля, поскольку цены будут держаться на стабильно высоком уровне из-за повышенного спроса».

Он выразил уверенность в том, что рост вторичного авторынка будет продолжаться. «Потенциал рынка машин с пробегом позволяет говорить о том, что в январе его темпы роста ускорятся: просто многие автовладельцы пока не спешат продавать свои машины в связи с прогнозами по очередному падению рубля».

Тем не менее, с последним утверждением мы позволим себе не согласиться. Скорее всего, ситуация на рынке начнет приходить в норму месяца через два-три. Именно столько потребуется дилерам, чтобы перегруппироваться, сформировать новые маркетинговые планы, скорректировать стратегии и просто пополнить запасы на складах. Как заявил на прошедшей недавно пресс-конференции вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Олег Мосеев: «Декабрьские продажи не просто смели все машины, запланированные на январь, но и залезли в следующие месяцы. Результатом будет очень тихий первый квартал. И второй. Затем постепенно вернется покупатель, а рынок начнет выравнивать продажи. Они составят максимум 1,5 млн. единиц за год».

Впрочем, представителя РОАД тут тоже стоит поправить – и во втором квартале, и весь следующий год, у населения будут несколько иные заботы, нежели возвращение на рынок и спасение прибылей дилеров. Все будут заняты элементарным выживанием и корректировкой собственного бюджета, в котором вряд ли найдется место для покупки авто. На рынке новых машин останутся только очень состоятельные клиенты.

Что же касается вторичного рынка, то, по нашему мнению, радужным прогнозам продавцов сбыться не суждено. В выигрыше через некоторое время окажутся не продавцы, а осторожные покупатели. Сработает несколько факторов. Во-первых, продавцы на «вторичке» придут в себя и осознают, что не имеют никаких оснований следовать за сегментом новых авто, повышая цены. Мало того, столкнувшись с резким спадом спроса, они будут вынуждены их если не снижать, то как минимум корректировать. Третьим фактором станут последствия нынешней декабрьской истерики.

«Наши люди очень медленно приходят к пониманию факта, что автомобиль предусматривает необходимость содержания и затрат, которые растут пропорционально классу. – считает наш коллега и автомобильный эксперт Андрей Ломанов. – Обзаведясь новой машиной классом выше, чем в реальности может позволить автомобилист, он очень скоро примет решение избавиться от покупки и выбрать более соответствующее финансовым реалиям транспортное средство. Как следствие – приток на «вторичку» очень интересных вариантов по приятным ценам». Окажется ли этот прогноз правдой мы увидим уже этой весной.