Новая волна роста цен накрыла авторынок в декабре. Сильнее прочих дорожают Mercedes-Benz, Chevrolet, Opel и Mini. Некоторые производители уже в третий раз переписывают ценники. Остальные в меру сил сдерживают натиск курса доллара и евро. Эксперты уверены, что с опустошением складов цены вновь поползут вверх. А те бренды, которые смогут избежать сильного скачка цен, захватят рынок.

В начале декабря этого года более 20 работающих на российским рынке автопроизводителей повысили цены на свои модели. И если некоторые машины подорожали незаметно — на 4–5%, то другие прибавили на ценнике четверть от прежней цены. На многие модели и комплектации цены повысились значительно. Многие компании пересмотрели ценовую политику на весь свой модельный ряд. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Эксперты проанализировали информацию по ряду популярных в России моделей в разной комплектации.

У кого дороже

Значительно выросли цены у официальных дилеров марки Chevrolet. Стоимость повысилась на разные модификации четырех моделей.

В диапазоне от 7,9 до 15,3% подорожали самые ходовые модели бренда: Aveo, Cobalt, Cruze, Spark и другие.

Китайская марка Great Wall также существенно повысила стоимость своих автомобилей. Так, от 2,1 до 11,6% взлетели цены на модели Н3, Н5, Н6, кроссовер М4 и даже на пикап Wingle Pickup, объем продаж которого и так едва ли можно назвать высоким.

В свою очередь, российский офис компании Mercedes-Benz поднял цены на все модели, представленные в России, без исключения.

При этом стоит отметить, что в отличие от большинства многих других премиум-брендов у Mercedes продажи в этом году пока превышают показатели прошлого года. Тем не менее это обстоятельство не помешало компании повысить цены на некоторые модели на 10,8%.

Британская марка Mini подняла цены на разные модели по-разному: от 4,5 до 21,7%. Заметнее прочих изменился ценник у популярных в России Mini Cooper и Mini Cooper S, а также Mini Paceman. Подорожали и версии Coupe, Cabrio, Roadster и Countryman.

Opel поднял цены на весь модельный ряд. Цены увеличились в диапазоне от 4,9% в случае с Astra Family до 20,1% (компактвэн Meriva) и даже до 27,5% (универсал Astra Sports Tourer).

Среднее подорожание

Часть автопроизводителей пытается сдерживать рост цены. Однако получается это не всегда. Так, Honda подняла цену кроссовера CR-V, Pilot Crosstour и Civic 4d в диапазоне 4,2–9,0%. Американский Jeep поднял цену внедорожников Compass, Cherokee, Grand Cherokee и Wrangler на 3,6–9,0%. Французский Peugeot, несмотря на серьезное падение спроса на свои автомобили, тоже меняет цены. Так, дороже стали многие модели на величину от 1,5 до 5,4%. Ford поднял цены на свои кроссоверы, внедорожники, седаны, компактвэны и фургоны в диапазоне от 0,7 до 2,4%.

Минимальное повышение

Сильнее прочих не допустить резкого подорожания своих автомобилей постарались, в частности, в Kia, Renault и Citroen. Так, корейская Kia подняла цены на модели в диапазоне от 0,4 до 2,4%. Citroen поднял цену на 18 моделей в диапазоне от 1,2 до 3,8%. Renault подняла цены на 0,4–1,3%, однако это уже третье повышение цен на автомобили компании за осень–зиму 2014 года. Как заявили в УАЗе, компания цены не повышала и до 31 декабря продолжают действовать существенные скидки при покупке автомобиля УАЗ по программе утилизации или trade-in.

У остальных брендов прошло повышение на отдельные модели.

Эксперты уверены, что величина повышения цен зависит от двух главных факторов — глубины локализации производства и стратегии развития на российском рынке. При этом из-за резкого ослабления курса рубля маржинальность упала у всех производителей, даже отечественных, поскольку ряд комплектующих производятся не на территории РФ.

«Те, для кого российский рынок является одним из приоритетных (к примеру, французские бренды Citroen и Renault), стараются максимально сдерживать рост цен, чтобы в 2015 году на обваливающемся спросе увеличить долю рынка, — рассказал «Газете.Ru» руководитель аналитического отдела инвестиционной компании QB Finance Дмитрий Кипа. — Те, для кого более важными являются показатели операционной эффективности, к примеру китайские автопроизводители, в этом смысле всегда демонстрируют максимальную дисциплину, повышают цены максимально оперативно».

В свою очередь аналитик управления инвестиционных операций в Ланта-Банке Роман Ермаков уверен, что повышение цен затронет всех автопроизводителей.

«Никто не сможет удержать цены, поскольку затраты номинированы, как правило, в долларах или евро, — говорит Ермаков «Газете.Ru».

— К примеру, на запчасти. Тем, кто несильно поднял цены, удалось это сделать за счет накопленных запасов. Агрессивность повышения цен зависит от финансовой политики предприятия и от стратегии продаж».

По оценке эксперта, для премиум-брендов, таких как Mercedes, плюс-минус 5% цены играют небольшую роль. А вот для Ford большое значение имеет конкуренция с Renault и Citroen, цены на сопоставимые модели которых не должны быть ощутимо выше.

«По нашим оценкам, повышение цен в конце этого года было призвано догнать инфляцию, а в следующем году оно будет направлено на ее преодоление: в первом квартале 2015-го увидим еще плюс 4–5% по основным маркам, — говорит Ермаков. — Фаворитами в 2015 году могут оказаться Nissan благодаря существенному обновлению модельного ряда, а также Renault — им удастся улучшить свои показатели за счет запуска сборки на ВАЗе и расширения производственных мощностей».

Генеральный директор «Ауди Центр Варшавка» ГК «Автоспеццентр» Роман Приходько уверен, что согласно опыту кризиса 2008–2009 годов те игроки, которые удержат цены, в будущем захватят большую долю рынка, как это было в случае с Kia.

«Mercedes-Benz, Mini, Honda и Jeep пришлось поднять цены по причине отсутствия заводов в России, — сказал Приходько «Газете.Ru». — Цена на автомобили растет пропорционально увеличению стоимости импорта.

Повышение стоимости китайского Great Wall связано с укреплением юаня по отношению к доллару, а доллара, соответственно, к рублю. Chevrolet, Opel, Ford и Renault хоть и имеют в России местное производство, используют импортные комплектующие, влияющие на конечную цену машины. При этом они могут выиграть в этой ситуации, повышая цены на фоне импортируемых автомобилей и тем самым компенсируя свои потери, связанные с падением рынка.

В случае с Chevrolet ощутимый рост цен связан с низкими результатами продаж за последние месяцы — производитель таким образом пытается компенсировать убытки.

BMW и Mercedes-Benz подняли цены в этом году, но у них и машин уже почти не осталось на складах. Audi цены пока держит и в январе поднимать пока не планирует: все будет зависеть от экономической ситуации. В связи с сокращением производства в третьем и четвертом кварталах автомобилей тоже остается немного, но они еще есть».