Конечно, флагманский седан Jaguar XJ – это машина для пассажира. Вот и все основные изменения версии 2014 модельного года сконцентрированы вокруг обитателей заднего ряда. К их услугам и новая премиальная развлекательная система, и изысканные материалы отделки, и «самолетные» кресла с множеством настроек и тремя массажными программами. Более того, задний пассажир даже может управлять с пульта передним пассажирским сиденьем, если посчитает, что впереди кто-то «слишком расселся».
В общем, понятно, кто в этой машине главный…
Но и водитель тоже скучать не должен! Для Jaguar XJ 2014 года на выбор предлагается 2-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель i4 с наддувом мощностью 240 л.с., 3-литровый 275-сильный дизель V6 и 3-литровый бензиновый турбированный V6 мощностью 340 л.с. Венчают моторную гамму две 5-литровых V-образных бензиновых «восьмерки» с отдачей в 510 и 550 л.с.
Конечно, если проходить трассу Moscow Raceway «как следует», за содержимое стакана никто не ручается, но если ехать уверенно, но без фанатизма, комфортная пневмоподвеска XJ позволит довезти воду до финиша в целости и сохранности Все движки агрегатируются с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач.
Коробка, понятно, адаптивная, и в ответ на ваше активное «педалирование» перестраивает алгоритм переключений, смещая момент смены ступеней на более высокие обороты.
Привод у XJ, как и положено настоящим представительским авто, задний. Но для версий с 3-литровым бензиновым V6 предлагается интеллектуальная система полного привода, отслеживающая уровень сцепления с дорогой и обеспечивающая оптимальную устойчивость в любой момент времени.
Вот такой «разносторонний» получился Jaguar XJ на словах. А на деле? Что ж, самое время проверить.
Ключ на старт
Организаторы проекта Jaguar Experience не спроста выбрали для проведения тест-драйва XJ гоночную трассу Moscow Raceway. В стандартных городских условиях и даже на загородном шоссе все-таки действуют определенные ограничения, да и режим движения и характер дороги, как правило, лишенной экстремально-резких виражей, не позволяют в полной мере раскрыть потенциал машины. Гоночная трасса – совсем другое дело. Тут все честно. В умелых руках автомобиль способен блеснуть всеми своими талантами.
Вот и восьмерка сверкающих на солнце «Ягуаров». Машины с разными движками, но все в длиннобазном исполнении XJL. Запускаем двигатели. Из центральной консоли эффектно «всплывает» алюминиевая шайба селектора КПП – фирменная фишка машин Jaguar Land Rover. Звукоизоляция здесь, понятно, отменная, поэтому то, что машина завелась, можно понять лишь по ожившей приборке.
Здесь, кстати, на мой взгляд, есть небольшой диссонанс. «Виртуальная» приборная панель XJ а-ля компьютерный автосимулятор несколько «простит» респектабельный интерьер. Сюда бы то же самое, только не в «нарисованном», а в натуральном, «аналого-хромированном» виде…
Но хватит придираться, тем более что остальное оформление и убранство салона выполнены на высочайшей британском уровне.
И вот дана команда на старт, и машины нашей команды по одной выходят на трек. Первое упражнение – экстренное торможение. Тут все справляются без проблем – резкий удар по педали тормоза, и XJ, летящий со скоростью 140 км/ч, нервно скрежеща ABS, послушно останавливается с хорошим запасом расстояния до контрольной полосы. Дальше – сложнее, начинаем проходить всю трассу, с каждым новым кругом наращивая скорость. Инструкторы школы Jaguar Experience, контролирующие проход самых сложных участков, по рации указывают на ошибки и дают водителям советы, как правильно проходить тот или иной поворот.
Секрет «достаточной поворачиваемости»
Ну а что же сам XJ? А он, что удивительно для такой респектабельной машины, оказался отлично приспособлен к боевым условиям.
Фирменная пневмоподвеска практически не дает кренов, отлично настроенный руль позволяет четко, почти без перехватов, входить в самые заковыристые виражи.
Правда, особо активное руление несколько сковывает высокий центральный тоннель, формирующий практически самолетный кокпит. До какого-то момента мне кажется, что ESP попросту отключена, но нет – на одном из самых крутых и скоростных виражей она таки отловила мою машину и «наставила на путь истинный». Но сделала это крайне деликатно и практически в самую последнюю секунду, позволив схватить свою адреналиновую «дозу».
В этом, кстати, заключается фирменная настройка ягуаровской ESP, отличная от других машин. В большинстве автомобилей электроника слишком активно берет на себя «рычаги управления», провоцируя пресловутую недостаточную поворачиваемость, на которую так часто жалуются коллеги в ходе теста той или иной модели. Сделано это специально, сугубо в целях безопасности, чтобы летящая из поворота машина вошла, скажем, в столб не боком, зажав слабо защищенный с бортов экипаж искореженным железом, а передком, что будет иметь менее серьезные последствия. Поскольку часть энергии удара возьмет на себя двигатель, да и фронтальные подушки сейчас есть практически у всех машин. Система курсовой устойчивости «Ягуара», напротив, работает не в ущерб поворачиваемости, позволяя водителю до последнего самостоятельно контролировать машину в вираже. Небезопасно? Может быть, но все-таки за рулем авто, подобных Jaguar XJ, шансы оказаться непрофессионалу чрезвычайно малы.
Jaguar XJ обладает самым легким в своем классе алюминиевым кузовом весом меньше 400 кг – практически, как у малыша MINI Итак, трасса изучена. Самое время испытать в действии «спорт-режим». Выкручиваем шайбу селектора КПП в положение «S» — и вперед! Уже с первых метров можно оценить, насколько ярче стал отклик на нажатие педали газа. А вот и первые виражи – в спорт-режиме XJ выписывает повороты заметно более четкими и уверенными линями. Как результат – все участники заезда улучшают время прохождения круга.
Шеф будет доволен
Ну а как же комфорт? Ведь мы уже сказали, что XJ, тем более в длиннобазном, как у нас, исполнении, – это машина для пассажира. Каково придется нашей VIP в подобных условиях на ее уютном заднем ряду? В качестве ответа на этот вопрос инструктор школы Jaguar Experience предлагает довольно остроумный тест.
В подстаканник на втором ряду каждого «Ягура» ставятся стаканы с водой. Задача – проехать круг максимально быстро, но при этом расплескать как можно меньше.
Как ни странно, почти все участники заездов отлично справляются с этой задачей – в итоге драйвера, расплескавшего меньше всего, приходится вычислять, не сравнивая содержимое стаканов на глазок, а с помощью специальных высокоточных весов.
Вот и ответ на вопрос – чего больше в Jaguar XJ — драйва или комфорта. И того и другого! Причем замешен этот коктейль в пропорции, близкой к идеальной. Так что даже не знаю, кто будет больше кайфовать от этой машины – водитель или пассажир. И не удивлюсь, если однажды какой-нибудь важный с виду владелец XJ отпустит своего водителя пораньше домой, сам сядет за руль и с ветерком и визгом покрышек прохватит по ночной Новой Риге.