Официально работающие в нашей стране автомобильные компании подвели итоги продаж за первое полугодие. Результаты мало кого порадовали. Впрочем, среди массы неудачников нашлись и те, кто смог воспользоваться ситуацией, заняв достойное место в десятке лучших.

То, что рынок упадет и будет падать в течение всего календарного года, было понятно еще в январе. Импортеры, конечно, пытались сделать хорошую мину, говоря, что больше 5% клиентов они не потеряют, но ситуация стала развиваться по наиболее пессимистичному сценарию. Прошло полгода, а дилеры уже не добрали 100 тысяч покупателей. В одном лишь июне недобор составил без малого 42 тысячи человек. А это, на минуточку, – 17% от прошлогоднего показателя, который тоже был не очень-то и жирным (тогда объем реализации новых автомобилей снизился на 11%). В общем, за два года шестимесячный показатель упал на 200 тысяч единиц. И дна, судя по всему, мы пока не достигли.

Это, к слову, понимают и сами импортеры, во всяком случае, после сбора информации прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ на 2014 год был существенно скорректирован. Если в начале года речь шла о 5-процентном падении, сегодня – о 12-процентном. Притом, автомобильные компании надеются, что им все же удастся продать в России около 2,45 миллиона автомобилей. Если у них все получится, это будет грандиозный успех.

Тем не менее, на фоне общей стагнации кое-кто чувствует себя вполне уверенно. Причем, речь идет не о продажах конкретных моделей, а целых марок. К примеру, на мажорной ноте окончание первого полугодия отметил Nissan, улучшивший промежуточные показатели прошлого года почти на 30%. На 19% при этом вырос Mercedes, на 18% – Mazda, Toyota – на 5%...

Впрочем, нас сегодня интересуют совсем другие цифры, поскольку нынешние удачи могут быть связаны с провалами, случившимися в прошлом, тогда как лидеры «личного зачета» продолжают драться за места в топовой десятке с не меньшим ожесточением. Впрочем, определенные подвижки случаются и здесь.



Как бы не старались конкуренты, сдвинуть с пьедестала LADA Granta пока никому не удалось. Даже потеряв 15% покупателей, она все равно сохранила за собой «желтую майку лидера», причем, не только по итогам прошлого месяца, но и всего полугодия – 71 475 единиц.



Ближайший конкурент – Hyundai Solaris – отстал от нее на 16 000 проданных автомобилей. При этом, правда, спрос на него снизился лишь на 3% – 55 574 машины. Учитывая, что в середине июня корейцы запустили рестайлинговую версию модели, разрыв во втором полугодии может и подсократиться. Хотя, вряд ли это поможет новинке обогнать тольяттинский бестселлер, ей бы соплатформенника вперед не пропустить.



На третьем месте – KIA Rio (47 180 единиц), который улучшил прошлогодний показатель на 7%, но при этом отстал от второй позиции на 8 000 машин. Эта модель, кстати, тоже обновилась, тем не менее, все новации в ней носят технических характер, визуально ни седан, ни хэтчбек не изменились.



Четвертым по итогам полугодия стал Renault Duster – 41 067 автомобилей. Даже несмотря на то, что по результатам июньских продаж кроссовер скатился на пятую позицию (минус 19%), пропустив вперед LADA Largus. Но в общем успехе модели сомневаться не приходилось – она уже больше года является самым востребованным SUV на российском авторынке.



Вот на пятой позиции прописалась LADA Kalina, что надо признать довольно неожиданно, так как эта модель стабильно теряла клиентов на протяжении нескольких месяцев. Тем не менее, в первом полугодии она потеряла лишь 4% клиентов, причем, в абсолютных значениях спрос на нее почти не снизился: 35 466 машин против 37 081 автомобиль годом ранее.



Шестое место при этом за LADA Largus – 34 920 экземпляров. Но в данном случае удивляться, в общем-то, нечему – производство модели вышло на запланированный уровень, большой и при этом недорогой универсал рынком был востребован изначально, поэтому сейчас клон Dacia лишь добирает то, что по независящим от него причинам не мог получить прежде.



Седьмая позиция за VW Polo. Притом, речь идет именно о седане, поскольку хэтчбек с недавних пор в Россию не поставляется. Впрочем, повлиять на полугодовой отчет пятидверка все-таки сумела. Понятно, что коррекция вряд ли оказалась серьезной, но свои «пять копеек» в общий котел она добавила. И результат тот оказался вполне приличным – 32 137 автомобиля, притом, что до показателя первых шести месяцев 2013-го VW не дотянул лишь 2,5 тысячи машин. Седану, к слову, тоже есть чем ответить: новый мотор и новые исполнения.

Восьмое место в первом полугодии с результатом 25 139 единиц занял Nissan Almera. Разрыв с VW Polo гигантский, но динамика при этом положительная, что, как и в случае с LADA Largus, обусловлено эффектом «низкого старта». По сути, определяющим тут станет второе полугодие, однако, учитывая, что модель уже успела немного обновиться и сильно заинтересовала таксистов, проблемы с реализацией у Nissan вряд ли появятся.



Девятым самым популярным автомобилем первой половины 2014 года оказалась LADA Priora. Но спрос тут стабильно падает, так что вскоре модель вывалится из десятки окончательно. В июне, собственно говоря, все так и случилось – по итогам месяца она не смогла набрать даже 3 000 клиентов, хотя в июне 2013-го их было больше 5 тысяч. Что же касается основного результата, то падение тут составило 22%. Это втрое больше, чем в среднем по рынку. Количественный показатель – 24 853 экземпляра – минус 7 000 покупателей.



Десятый и последний участник нашего рейтинга – Renault Logan, который совсем недавно получил мощную поддержку в лице своего же преемника. Оба автомобиля некоторое время будут продаваться в нашей стране параллельно, так что нынешние минус 5% по сути ничего не значат. Достаточно сказать, что последние пару лет модель теряла клиентов, однако в июне продажи выросли, причем, сразу на 18%. Иными словами, у Renault есть все шансы во втором полугодии перекрыть не только результаты первых шести месяцев (24 705 экземпляров), но выйти в плюс по итогам года, скакнув при этом, как минимум, на восьмую позицию. За тылы же французам можно не беспокоиться, ни один из ближайших преследователей положительной динамики не продемонстрировал.