В последние годы платные трассы стали главным трендом отечественного дорожного хозяйства. Водители в отношении к ним разделились на два лагеря: сторонников, считающих, что это европейское ноу-хау России пойдет лишь на пользу, и противников, которые видят в платных дорогах лишь желание чиновников нагреть руки. Мы разобрались, как обстоят дела на самом деле...

- Сергей Валентинович, в чем принципиальное преимущество платных дорог перед обычными, что они дают с точки зрения практики?

- Во-первых, платные трассы — это дороги самой высокой технической категории, IА и IБ, - говорит Сергей Кельбах. - На них полностью отсутствуют пересечения на одном уровне с другими дорогами. Во-вторых, скорость движения там высока - для трасс IА она составляет 130 км/ч, а для IБ — 110 км/ч. Кроме того, отсутствие пересечений резко повышает уровень безопасности платных дорог, что подтверждается статистикой, которую мы ведем с 2012 года, когда был запущен первый большой 55-километровый платный участок на трассе М-4 «Дон» в Липецкой области. На платных трассах количество ДТП меньше почти в 10 раз по сравнению с «обычными» дорогами, а количество погибших и травмированных — в 20 раз. Отчасти это объясняется тем, что там, где взимаются деньги с водителей, всегда есть «отбойники», исключающие лобовое столкновение и информационные табло системы АСУДД (Автоматизированной системой управления дорожным движением — прим. автора), на которых в режиме реального времени отображается полезная для автолюбителей информация. Кроме того, на платных дорогах через каждые 2 км установлены пункты аварийной вызывной связи — с них всегда можно позвонить при поломке и не зависеть ни от качества мобильной связи, ни от наличия телефонов в населенных пунктах. Также на таких трассах размещаются метеостанции, которые в автоматическом режиме передают на информационные табло данные о погоде и рекомендации по соблюдению определенного скоростного режима для водителей, что существенно влияет на безопасность движения. Одним словом, если человек платит за проезд, то должен получить максимальный объем услуг за свои деньги, а также гарантированные безопасность, скорость и качество передвижения.

- Каковы перспективы развития института платных дорог в столичном регионе?

- Сегодня в Подмосковье уже действуют два платных участка — на трассе М-4 «Дон» (48-71 км) и обход города Одинцово на трассе М-1 «Беларусь» (Москва - Минск). Сейчас ведутся работы по обустройству платного участка на строящейся скоростной автомобильной дороге «Москва — Санкт-Петербург» (15-58 км); по сути дела, это подъезд к аэропорту «Шереметьево» и дальше — часть дороги на Питер. Также проектируется строительство участка трассы М-7 «Волга» (Москва — Нижний Новгород — Казань) в обход Ногинска и Балашихи. Кроме того, проектируется еще один платный участок на трассе М-1 «Беларусь» - с 33 по 132 км. И, наконец, недавно мы приступили к реализации крупномасштабного проекта — строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), которая будет эксплуатироваться на платной основе. Она будет проходить по территории Московской области и — отчасти — по территории Новой Москвы (между трассой М-3 «Украина» и М-4 «Дон»). В перспективе ЦКАД должна будет перераспределять транспортные грузовые потоки с севера на юг и с запада на восток на расстоянии 50-60 км от столицы. Фактически новая дорога расположится рядом с Малым московским кольцом А-107 (в народе — малой «бетонкой), а оно, в свою очередь, станет для ЦКАД альтернативной бесплатной дорогой. Сегодня весь грузовой транспорт, к примеру, направляющийся из Санкт-Петербурга в Ростов и из Западной Европы в Казань вынужден доезжать до МКАД и перемещаться по ней, тем самым парализуя движение там. ЦКАД призвана радикально исправить эту проблему.

- По действующим законам платные трассы не могут функционировать без бесплатных аналогов?

- Правильнее сказать — без бесплатной альтернативы. Она есть у каждого из участков, названных мной ранее. Причем в федеральном законе №257-ФЗ сказано, что альтернативная бесплатная дорога может быть максимум в 3 раза длиннее платной. Но во всех проектных решениях ГК «Автодор» альтернативные дороги практически равны платным (плюс-минус 10-15%) и тем, кто их выбирает, не приходится проезжать расстояния в три раза больше, чтобы сэкономить.

- Некоторые водители жалуются на платные подмосковные трассы — мол, никакой разницы по сравнению с их бесплатной «альтернативой» они не заметили, те же «пробки» и проблемы. Так ли это?

- Когда в конце 2012 года мы запустили платный участок на трассе М-4 «Дон» (48-71 км) в районе Каширы, то столкнулись с тем, что из-за большого потока автомобилистов образовалась острая нехватка пропускных шлюзов, которые попросту не справлялись с количеством желающих проехать. Изначально там действовали 20 шлюзов — по 10 в каждом направлении. И чтобы увеличить пропускную способность, мы резко увеличили их количество до 28 и ввели на платном участке так называемые реверсивные полосы. Действуют они так: когда в пятницу из Москвы начинают тянуться автомобили, для них к 14 полосам попутного движения прибавляются еще 4 противоположного хода (их отделяют временными ограждениями); так образуется временная дорога на целых 18 полос. А в воскресенье такой маневр проводится уже для авто, направляющихся в столицу из области. Таким образом даже в самый пик нагрузки машины могут беспрепятственно перемещаться по платной магистрали. Использование реверсивных полос мы намерены практиковать и на всех новых платных дорогах московского региона.

- Каких тарифов стоит ожидать водителям от новых платных дорог?

- На платном участке трассы М-4 «Дон» (48-71 км) действует расчетный тариф «1,1 рубля = 1 км» для легковых автомобилей. Для грузовиков он в 4 раза выше. Все повышения (в среднем — на 5-6% в год) связаны исключительно с инфляцией и проводятся в середине года. В нынешнем, к слову, тарифы мы еще не повышали. Но такие расценки действуют лишь в отношении участков дорог, за реализацию которых непосредственно отвечает ГК «Автодор». У концессионеров (компаний, которые получают от государства право на эксплуатацию дорог взамен на их участие в строительстве самих объектов, - прим. автора) несколько иной подход к формированию тарифов — они выстраивают их, исходя из необходимости возврата инвестиций. В этом случае плата за проезд составляет порядка 5-6 рублей за 1 км дороги — как на участке трассы М-1 «Беларусь» (обход города Одинцово). Но даже при таких ценах от водителей, желающих воспользоваться «платниками», нет отбоя.

- На каких из планируемых к строительству платных дорог в московском регионе будут действовать «концессионные» тарифы за проезд?

- Концессионными будут платный участок строящейся скоростной автомобильной дороги «Москва — Санкт-Петербург» (58-149 км) и 2 секции ЦКАД (от трассы М-10 «Россия» до трассы М-1 «Беларусь», а также от трассы М-1 «Беларусь» до трассы М-4 «Дон» (включая территорию Новой Москвы). На всех остальных платных трассах будут действовать социально ориентированные тарифы (1,1 рубля = 1 км пути + инфляция).