В марте в стране наконец-то заработают и новые программы обучения будущих водителей в автошколах, и новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД. Однако часть автошкол не смогут работать по предложенным новаторским методикам и вынуждены будут уйти с рынка.

Весьма, заметим, хлебного, если учесть, что ежегодно через автокурсы проходят примерно 3 000 000 человек. Немудрено поэтому, что они пускаются во все тяжкие, дабы торпедировать без пяти минут утвержденные правительством новации. И для этого распускают самые нелепые слухи, создают устрашающие мифы.

Обучение в автошколах не подорожает

Например, о том, что стоимость обучения в автошколах может вырасти до астрономических 100 000 рублей (сегодня, в зависимости от региона, она варьируется в диапазоне 15 000–30 000 «деревянных»). Эти деньги, по мнению противников реформ, придется платить гражданам при учебе в школах, имеющих собственный автоматизированный автодром. Вот только как тогда владельцам учебного заведения в Перми, имеющем крупнейший в России автоматизированный автодром, уже который год удается удерживать стоимость обучения на уровне 15 000 рублей? И это при том, что подобный комплекс позволяет курсантам сдавать один из экзаменов в ГИБДД (так называемую площадку) не в автоинспекции, а в родных, так сказать, стенах — на этом самом автодроме, снижая психологические риски.

Ничего лишнего

А как вам пассаж «серых» автошкол о том, что новые программы обучения имеют перекос в сторону теоретических занятий в ущерб практическим? Мол, 150 часов (на самом деле — 138) на теорию слишком много, а 50 на собственно вождение — слишком мало. Понятно, конечно, что для иных дельцов в достижении цели все средства хороши. Но зачем же так передергивать? Дело в том, что теоретические часы — академические, а практические — астрономические. И простейший пересчет дает совсем иную картину. К тому же теоретический раздел сконструирован так, что минимум треть его является практическими семинарами, где решаются в том числе ситуационные и психологические задачи. Имеются, конечно, проблемы с излишней нагрузкой в виде изучения матчасти, но, увы, в программах они присутствуют не по злой воле разработчиков. Таковы требования Минтруда, ведомства, до сих пор опирающегося на советские еще законы и подзаконные акты и в нарушение всех поставленных правительством сроков не разработавшего так называемого профессионального стандарта водителя. А ведь только этот документ позволит разделить процесс обучения автолюбителей и автопрофессионалов. Кстати сказать, в затягивании с принятием этого стандарта виноваты как раз те структуры, что сегодня и вставляют палки в колеса процессу модернизации обучения водителей. Именно ими был рожден такой проект стандарта, что от него волосы встали дыбом и у Минобра, и у Минтранса, и даже у ГИБДД. И в нем, между прочим, очаровательной блондинке предлагалось еще больше времени потратить на изучение крутящего момента и различных видов трансмиссий. Но теперь вот валят с больной головы на здоровую…

Бизнес на коленке

Но особенно бесит сомнительные автошколы необходимость получать лицензии на свою деятельность. И их легко понять. Ведь раньше им достаточно было прочитать соискателю «прав» пару лекций в необорудованном помещении, накатать с ним с пяток часов по неизвестно каким маршрутам и через своих людей в ГАИ «помочь» сдать экзамен экстерном. А теперь необходимо иметь четкую программу обучения, серьезную материальную базу (классы, площадки, компьютеры, автомобили). Да весь бизнес, построенный на коленке, летит к чертям…

— И именно поэтому, — комментирует ситуацию президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна ШУТЫЛЕВА, — они пытаются ввести в заблуждение общественность и, как уже писал «МК», даже президента страны. Действительно, проблем у автошкол России в переходный период много, но это не значит, что процесс реформ нужно тормозить. После отмены самоподготовки специализировавшиеся на ней автошколы с громкими именами переименовались в холдинги с не менее громкими названиями и продолжают под видом консультаций реализовывать схемы, направленные на обход законных нововведений, нагнетают истерию о массовом закрытии автошкол, о поднятии стоимости обучения и т.д. И придумываемые ими мифы — еще цветочки. Эти господа регулярно выплескивают посылы, не имеющие ничего общего с действительностью и вводящие в заблуждение как директоров автошкол, так и широкую аудиторию граждан. На фоне этого развернута беспрецедентная кампания по дискредитации деятельности МААШ (более 700 организаций, объединенных членством в ассоциации. — Ред.) с одновременной попыткой остановить (или хотя бы отсрочить) принятие необходимых документов. В ход идут все возможные средства — вплоть до открытых оскорблений в адрес профессионально-научной общественности, принимавшей участие в создании новых программ-методик…

Добавлю, что ваш корреспондент даже нашел на одном из ресурсов сообщение, содержащее призывы к действиям насильственного характера, угрозы физической расправы в адрес руководства МААШ...

Программы или смерть

И остается добавить, что если бурная деятельность «серых» приведет-таки к задержке с утверждением программ, то уже весной можно спрогнозировать как минимум очередной всплеск аварийности с участием мопедов и скутеров. Дело в том, что даже если в самое ближайшее время программы вступят в действие, автошколам понадобится некоторое время на получение лицензий, после чего начнется первый набор на обучение категории «М». Но вряд ли подростки будут ждать, а значит, новых жертв не избежать. Неужели именно этого добиваются «серые»?