В Москве весной должна заработать специальная база, через которую можно будет узнать всю историю автомобиля - пройденные техосмотры, ДТП, криминальный след. Доступ к информации будет платным. После того как регионы создадут собственные базы, их объединят во всероссийскую сеть. Эксперты уверены, что необходимость создания подобной базы назрела давно, но не исключают, что ее в своих интересах смогут использовать коррумпированные сотрудники ГИБДД.

Правительство Москвы и cтоличная ГИБДД готовят к запуску новый портал для автомобилистов. Здесь можно будет узнать различные аспекты истории автомобиля, а также получить информацию о штрафах ГИБДД и даже обжаловать их, сообщить об угоне машины, передать властям информацию о местонахождении автомобиля в розыске и даже оставить жалобу на «автохамов». Также на портале будет возможность вести дневник пользования своей машиной, сохраняя в нем всю информацию о пройденных техосмотрах и поездках на сервис. По данным портала М24.ru, проект получил рабочее название «АвтоСправка».

После того как проект заработает (в профильном департаменте мэрии обещают, что это произойдет до конца марта), пользователи по идентификационному номеру (VIN) автомобиля смогут проверить проверить его «чистоту». Если машина числится в угоне, VIN не совпадет с моделью и датой выпуска автомобиля. Чтобы исключить ошибку идентификации машины, в системе будут содержаться, помимо VIN, ее государственные регистрационные знаки, марка и модель, номера шасси и двигателя.

Также в «АвтоСправке» будут храниться данные о комплектации машины, об ее участии в ДТП, о сервисном обслуживании и пройденных техосмотрах. Автомобилисты смогут узнать число предыдущих владельцев, периоды владения и наложенные на автомобиль ограничения — кредитные и судебные.

Авторизованные на сайте водители смогут узнать, когда машина была зарегистрирована и когда был получен паспорт транспортного средства, а также заплачен ли транспортный налог и не просрочена ли страховка. Кроме того, водители смогут проследить за собственными авто через камеры фотовидеофиксации нарушений и даже получить доступ к фотоархиву.

Также система должна обеспечить возможность оформить ДТП через интернет по «европротоколу».

Зарегистрироваться в системе автовладельцы смогут при помощи аккаунта на федеральном портале госуслуг. Доступ на сайт будет бесплатным. Однако за справку об истории интересующего автомобиля придется заплатить.

Для авторизованных пользователей услуга будет стоить порядка 100 руб., а для неавторизованных – 1 тыс. руб.. Такая мера необходима для того, чтобы предотвратить присутствие на портале посторонних лиц.

Портал будет постоянно расширяться. Сначала Москва и другие регионы создадут объединенные базы данных по автомобилям на своем уровне, затем собранная информация войдет в состав общероссийского проекта.

Источниками данных для сервиса станут информационные системы ГИБДД, правительства Москвы и коммерческих организаций – производителей, страховщиков и автосервисов.

Ранее власти уже обещали, что городской портал для водителей появится во второй половине 2013 года. Однако в итоге сроки передвинулись, и пока непонятно, успеют ли чиновники уложиться до конца марта. Пока ожидается, что на федеральном уровне ресурс откроют для тестирования в конце 2015 года.

Базой для нового сервиса послужит американская система Carfax, которая существует с 1996 года. Она аккумулирует информацию более чем 34 тысяч источников. Автовладелец через сайт Carfax.com по VIN получает информацию практически обо всем, что происходило с интересующей его машиной. Отчеты американского портала содержат информацию о страховых случаях, срабатывании в машине подушек безопасности, затоплениях автомобиля, повреждениях шасси, принадлежности автомобиля к бракованной серии, историю обслуживания вплоть до замены масла. Американцы предоставляют даже данные об эксплуатации автомобилей в регионах с частыми штормами. Полный отчет можно заказать за $40.

«Такая база нам очень нужна, потому что у нас вторичный рынок продаж автомобилей абсолютно «серый». Люди покупают машины вслепую, не зная, сколько раз ее били, топили и так далее, а проверить это сейчас негде, — заявил «Газете.Ru» депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. – Так что такие меры давно назрели. В той же Канаде в бюджет поступают огромные суммы от автопродаж на вторичном рынке, а у нас здесь нет никакой прозрачности».

По его мнению, то, что получение справки будет платным, не сократит число желающих ее получить. «Люди платят по несколько тысяч рублей, гоняя машину на диагностику, а здесь можно за символические, по сравнению со стоимостью автомобиля, деньги сразу узнать всю подноготную и избежать ненужных рисков», — отметил парламентарий.

Президент Коллегии правовой защиты прав автовладельцев Виктор Травин считает, что потребность в подобной системе для автомобилистов назрела давно, но опасается, что в ней заведомо есть предпосылки для развития коррупционных схем.

«Подобная честная база крайне необходима. Сегодня приобретение автомобиля, особенно на вторичном рынке, сопряжено с большим количеством проблем, — рассказал Травин «Газете.Ru». — Например, автомобиль может оказаться в залоге у банка — продавца нет, а банк требует уплатить кредит. Или у продавца накопились долги по алиментам, он продает машину, которая находится под арестом, и тоже пропадает. Машина может находиться под арестом — например, она участвовала в преступлении и фигурирует как вещественное доказательство. Или машина похищена – если ее обнаружат, то вернут хозяину. Еще вам могут продать нерастаможенные автомобили или побывавшие в ДТП. Конечно, хотелось бы иметь доступ ко всей этой информации.

Но доверять подобным базам можно будет только первое время, пока жулики не почувствуют, что на этом деле можно зарабатывать».

Эксперта настораживает, что часть информации будет предоставляться только на платной основе. Кроме того, он высказывает опасения, что базу можно будет взломать и изменить содержащуюся в ней информацию.

«Система контроля за порядком в городе превращается в коммерческий проект, на котором зарабатывают деньги. У нас только полиция могла превратить благое дело в коммерческий проект – чувствуется ее почерк. При покупке автомобиля я лично надеюсь только на собственные возможности, связи и опыт, — говорит Травин. —

Никаким базам я никогда не доверял и не буду. Ведь любую базу можно взломать.

Можно попросить любого сотрудника, который имеет доступ к этой базе (а их будет огромное количество), за определенную сумму денег изменить данные о моем автомобиле. И неважно, что мой автомобиль, к примеру, был трижды битый, собирался из запасных частей и на самом деле он вовсе даже не Chevrolet, а Lamborghini. Если сотрудники полиции будут продавать эти справки, то, я уверяю вас, они захотят сделать так, чтобы за деньги в них была нужная заказчику информация. И это будет делаться. Меня в этой системе очень беспокоит коррупционная составляющая».