С января 2014 года в России заработает новая система прохождения процедуры техосмотра. Все операторы ТО станут частными. Но даже с запуском новой системы автомобили, электрокары и гибриды будут проверять по устаревшим стандартам. О необходимости кардинального обновления системы техосмотра рассказал член научно-технического совета департамента Минтранса РФ Виталий Комаров.

Двухлетний переходный период закона о техосмотре, согласно которому все операторы, желающие заниматься ТО, должны получить аккредитацию Российского союза автостраховщиков (РСА) либо прекратить свою деятельность, закончился в декабре 2013 года. До начала этого года наравне с частными операторами ТО действовали пункты гостехосмотра, на которых состояние автомобиля проверяли инспекторы ГИБДД. С 1 января все операторы ТО стали частными, их аккредитацию и контроль осуществляет РСА.

Однако даже после окончания переходного периода система ТО все равно будет действовать по устаревшим стандартам, принимавшимся в то время, когда автомобили еще не оснащались рядом электронных систем. Еще хуже ситуация с прохождением ТО гибридов и электрокаров – эти отличные от «классических» автомобилей транспортные средства, несмотря на принципиально иные конструктивные особенности, проверяются по общим стандартам.

— Виталий Васильевич, почему нам назрела необходимость в кардинальном реформировании системы прохождения технического осмотра?

— Современные автомобили оснащаются все большим количеством электронных систем. Например, появились такие новые функции, как «помощь водителю при торможении», адаптивный круиз-контроль, тахографы, система ЭРА-ГЛОНАСС. Все они работают автоматически. Работа этих систем сейчас не проверяется вообще, потому что действующие правила проведения ТО разрабатывались во времена, когда таких ассистентов просто не существовало.

Сейчас нам нужно разработать стандарты и правила проведения ТО, где будут содержаться требования к этим системам и методам проверки их работоспособности. Так как пока нет единых требований, то и качество техосмотра, оказываемого операторами по всей России, разительно отличается.

— Как быть в случае с электрокарами и гибридами? Для них тоже необходимы отдельные стандарты?

— Для такого вида транспорта необходимо разработать отдельные методы проверки. Электрокары и гибриды отличаются от классических автомобилей силовыми агрегатами, в них используется другой источник энергии – аккумуляторы. По остальным механизмам они не отличается от обычных машин, и требования к ним аналогичны. Но возникают специфические моменты. К примеру, у электрокаров и гибридов, помимо классической тормозной системы, есть электродинамические и рекуперативные тормоза. Возникает вопрос, как проверить эффективность это сложной тормозной системы – ведь эффективность гидрозамедлителя проявляется в полную силу только на высоких скоростях. А для проверки технического состояния автомобиля используется роликовый стенд, где вращение барабанов происходит с небольшой скоростью.

Зарядные батареи также необходимо проверять во время ТО.

Ведь батареи нагреваются во время подзарядки – может произойти серьезное повреждение или даже взрыв. Наглядный пример тому — несколько случаев возгорания престижного электромобиля Tesla Model S, где после небольших аварий вспыхнули именно аккумуляторы. А у нас до сих пор у нас нет ни методов такой проверки, ни соответствующих устройств, ни технических требований.

— Как сейчас проходит ТО электрокаров и гибридов?

— Проверяются только совпадающие с классическим автомобилем системы. Приборы освещения, рулевое управление, состояние колес, механических тормозов – все, что есть в требованиях. Но все новые системы никого не интересуют.

— Сейчас количество гибридов и электрокаров не так велико. Насколько вообще актуальна разработка методов их проверки?

— Какое бы количество такого транспорта ни находилось в парке, эта работа, безусловно, нужна. В Москве может быть разработана неплохая инфраструктура для их эксплуатации. Такая работа активно ведется, благодаря разрабатываемым сейчас льготам для владельцев таких транспортных средств их количество может серьезно возрасти.

— Могут ли владельцы электрокаров в будущем рассчитывать на прохождение ТО по сниженным ценам?

— По текущему законодательству не предусмотрена градация цен по виду силовой установки. Цены определяются количеством работ, которые необходимо выполнять. Думаю, когда мы составим нормативные документы, в которых будут четко прописаны технологии работ и определена их трудоемкость, мы сможем сравнить объемы работ для разных видов автомобилей. Возможно, мы придем к тому, что затраты на ТО электромобилей окажутся ниже.

Но, если честно, не думаю, что существует реальная возможность снижения цен. Владельцев электромобилей и гибридов нужно поощрять другим образом — к примеру, снизить транспортный налог.

Другие льготы, связанные с эксплуатацией этих автомобилей, должны приниматься уже на муниципальных и федеральных уровнях. В этой связи произошедшее в конце года «обнуление» 19-процентных ввозных пошлин на электромобили — только первый шаг на пути к массовому внедрению такого транспорта.

— Кто будет разрабатывать новые технические требования?

— Головным министерством по разработке правил ТО был Минтранс, который и должен был продолжить эти работы. Бизнес-сообщество, операторы пунктов технического обслуживания и РСА тоже могут принять участие в этом процессе.

— Когда все это должно быть принято?

— Конкретных сроков, когда эти требования будут разработаны, и даты их принятия нет. По моему мнению, стандарты можно разработать в течение 2014 года.

— Станциям технического обслуживания потребуется кардинально обновлять техническое оснащение?

— Электронные системы, как правило, контролируются бортовым компьютером автомобиля. Технический регламент о безопасности транспортных колесных средств будет обязывать автопроизводителей предоставлять эти данные операторам технического осмотра. Ведь к бортовому компьютеру так просто не подключишься. Оператор будет иметь возможность подключиться при помощи необходимого оборудования, которое позволит считать информацию с бортового компьютера и выявить неисправности. На некоторое оборудование придется потратиться дополнительно, но я не считаю, что это будут большие расходы.

— Не получится ли так, что стоимость прохождения ТО вырастет?

— Думаю, нет. Угрозы роста стоимости ТО я не вижу.

— По данным РСА, только 2407 пунктов технического осмотра на территории России к середине декабря прошли аккредитацию. Еще 1315 пунктов даже не подали заявления на включение в реестр. Не вызовет ли эта ситуация огромные очереди на прохождение ТО в новом году?

— Количество станций ТО в целом по России сейчас достаточно. Никаких сложностей и напряженных моментов в связи с прохождением ТО в 2014 году не возникнет. Я уверен, что имеющееся на сегодняшний день количество станций техобслуживания справится с нагрузкой. Конечно, есть ряд отдаленных регионов, где территории не полностью охвачены такими станциями. Например, в Красноярском крае существует множество небольших поселков, и создавать там стационарные станции просто нерентабельно, они там и не нужны. В таких случаях закон предполагает использование передвижных установок для прохождения технического осмотра – требования к ним уже разработаны, и это будет очень удобно.

Затрудняюсь сказать, почему такое количество операторов еще не обратилось за аккредитацией. Вероятно, они считают, что конкуренция в регионе очень высока, и они планируют перейти на другой вид бизнеса. Но операторы вовсе не обязательно должны были подать заявку до конца 2013 года. Они вполне могут не работать некоторое время, а потом обратиться за аккредитацией. Конечно, может получиться так, что все неаккредитованные организации разом направятся получать разрешения в начале 2014 года. Тогда это может вызвать некоторые затруднения со скоростью принятия решения по их дальнейшей работе. Но я уверен, что действующие станции ТО с нагрузкой справятся.