Сегодня каждый гражданин страны имеет право получить «права» категорий и подкатегорий М, А1, В1, С1, Д1, С1Е, Д1Е. Но не сможет. Да и популярнейшая категория В под вопросом. Потому как нет для того ни требуемых правительством новых программ обучения, ни методики приема экзаменов. А старые — откровенно аварийно опасны. Хотя многим автошколам — выгодны.

Моя манера езды страшно раздражает мать, жену, друзей. Не очень довольны ею и коллеги-журналисты, которым при испытаниях новых моделей приходится делить со мной салон тестируемого авто. А выдержанных европейских полицейских она просто бесит! Настолько, что не так давно австрийские стражи дорог даже штрафанули меня на 400 евро.

Что не обязательно знать президенту

Не стану расписывать свои ошибки при управлении транспортным средством, скажу лишь, что столь же аварийно, неэкологично, неэкономно и неразумно водит подавляющее большинство моих соотечественников. То есть дураки на дорогах — мы все. А несогласных с тезисом прошу ознакомиться с официальной статистикой ГИБДД и страховых компаний. Неофициальные же данные еще страшней.

Впрочем, чему удивляться? Сегодня, как ни стараюсь, я не могу изменить (точнее — слишком медленно меняю) тех «навыков» и «стандартов» вождения, что привили-вложили мене преподаватели теории и инструктор практического вождения в автошколе. Хотя, что значит «привили»? В начале омерзительных 90-х, когда ваш корреспондент и получал «права», всеобщий пофигизм не мог обойти стороной и автокурсы. В итоге теоретическую часть обучения, по взаимному преступному сговору с «педагогом», вся моя группа благополучно не посещала, а козлина-инструктор половину отпущенных на рулежку часов отменил, мотивируя отсутствием бензина (действительно, с топливом тогда имелись длиннющие очереди). А другую половину проорал на меня так, что в итоге я только трогаться с места научился. Да и то с грехом пополам. Но экзамены в ГАИ сдал с первого раза. Надо ли объяснять — как? В итоге ездить меня учили более «опытные» в этом деле приятели. С тех пор и мучаюсь.

Любопытно, что лихой период в истории страны вроде давно стал историей. Только вот автошколы как «учили», так и продолжают «учить» будущих водил. Не все, конечно, и не с таким откровенным разгильдяйством-пренебрежением, но в общем и целом в процессе натаскивания мало, что изменилось. Еще любопытнее, что огромное их число и менять ничего не хочет. Свежее свидетельство тому — опубликованное на днях в Интернете открытое письмо ряда автошкол президенту страны, в котором они, по сути, попросили гаранта разрешить им продолжать обучать водителей дедовскими методами и по сокращенным программам.

Но тут необходимо совсем не лирическое отступление. Напомню, что весь сыр-бор случился после принятия ряда поправок в Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Согласно ему, уже с 5 ноября этого года курсанты автошкол должны были учиться и сдавать экзамены в ГИБДД по-новому. Цель новаций — готовить будущих водителей и оценивать полученные ими знания и умения так, чтобы на дороги выезжали действительно безопасные рулевые. Для этого необходимо было принять так называемый профессиональный стандарт водителя, а на его основе разработать современные программы обучения и методику гаишных испытаний.

Что должен знать президент

Увы, но Минтруд, ответственный за разработку профстандарта, это дело провалил, доверившись некомпетентным разработчикам. Представленный ими документ получил крайне негативные отзывы Минтранса, Минобра и ГИБДД. По сути это означает, что уже сегодня обучение в автошколах надо прекратить, чтобы не нарушать упомянутый закон. Что не представляется возможным, ведь ежегодно на гордое звание водителя учатся более 2 000 000 человек. Хотя «поражение в «правах» многие уже получили. В настоящее время не выдаются водительские удостоверения категорий и подкатегорий М, А1, В1, С1, Д1, С1Е, Д1Е. Нет возможности получить водительское удостоверение на управление автомобилем с «автоматом». Особенно страдают подростки, поскольку для получения прав на скутер теперь так же надо пройти полноценное обучение в автошколе.

Автошколы и рады бы всему этому научить, но нет профстандарта — нет программ обучения. В итоге школы отказывают гражданам в зачислении, а подразделения ГИБДД — в приеме экзамена. Мало того, из-за отсутствия программ практически остановился процесс лицензирования самих автошкол. Именно поэтому правительство страны решило бежать чуть впереди паровоза — разработать и утвердить прогрессивные программы обучения до введения профстандарта. Основываясь на квалификационных характеристиках, утвержденных Минтрудом еще в 2003 году.

Решение, на мой взгляд, не лучшее, но, если говорить по гамбургскому счету, оптимальное с точки зрения повышения безопасности наших дорог. И программы были разработаны межведомственной рабочей группой в условиях жестко обозначенных сроков и гигантского объема работы. Подготовлены проекты 28 программ: 16 — профессиональной подготовки, 10 — переподготовки с категории на категорию и 2 — повышения квалификации. В целом подготовленные документы удовлетворили все заинтересованные стороны. Кроме одной.

Зачем обманывать президента?

Против выступили представители автошкол, работающих по «серым» схемам. Дело в том, что проект программ выдвигает в том числе жесткие требования к материально-техническому оснащению автошкол, их преподавательскому и инструкторскому составам. Причем вполне обоснованно — курсант просто обязан получить исчерпывающие теоретические и практические знания, навыки и умения. Но если автошкола дает курс лекций и практических занятий в полном объеме, то ее расходная часть, скажем, в Москве составляет 20 000-22 000 рублей при цене обучения в 30 000 (кстати сказать, в Европе этот процесс стоит 2000-3000 евро). И чем меньше расход — например, 10 000-15 000 — тем выше доходная часть. Вот и экономят многие школы на теории и практике в ущерб, понятное дело, безопасному вождению. Да еще как, скажу я вам, экономят! В одной из них честно и не стесняясь признались, что даже и не собираются читать мне ряд предусмотренных дисциплин, отнимать их и мое драгоценное время. А на робкую попытку донести, что именно на эти лекции я бы как раз и походил или, по крайней мере, не стал бы платить за их отсутствие в учебном плане, посоветовали обратиться к... официалам. Это, получается, сегодня даже имеющая лицензию автошкола (которую, надеюсь, скоро отберут) так мухлюет, что сама себя официальной не считает? Да еще подписывается под письмами к Путину? Ну чем не пресловутые 90-е?

Что ж, звоню в другую, имеющую «филиалы» чуть ли ни у каждой станции столичного метро. Так, мол, и так, времени на учебу нет, а в/у очень срочно надо получить — работодатель, типа, требует. А мне на том конце трубки радостно улыбаются. Не волнуйтесь, говорят, уважаемый. Экзаменационные билеты вы и без нас вызубрите, а часов практического вождения возьмете столько, сколько сочтете нужным. Короче, вы нам — шесть-семь тысяч рубликов, мы вам — справку об окончании. И офисы таких «учителей» просто ломятся от потенциальных дорожных убийц. То есть я хотел сказать — жаждущих автомобильных знаний и умений. Однако если разработанные Минобром программы будут утверждены, за подобные «вольности» автокурсы начнут не только жестко штрафовать, но и моментально лишать лицензий. Экономному бизнесу — каюк.

И вот эти-то автошколы, не способные работать по жестким требованиям, публикуют в Интернете «Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину В. В.». В котором требуют, по сути, разрешить им работать по-старому. По крайней мере до тех пор, пока не появится профстандарт. Цинизм ситуации, во-первых, в том, что к задержке со стандартом причастны близкие к подписантам разработчики документа. И, во-вторых, как мне удалось выяснить , часть автошкол, «подписавших» обращение к гаранту, обращения этого и в глаза не видели! На мои официальные и неофициальные запросы от ряда автошкол получил вот такие ответы: «Сообщаю, что в период с 01. 01. 2013 г. по 01. 12. 2013 г. в адрес Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича открытых обращений от нас не было», «Да что вы, Александр, я это письмо только вчера увидел!». Кстати сказать, и закоперщики дела, то бишь составители этого «документа», подписей представителей всех поименованных в нем организаций предоставить мне не смогли. Как ни умолял.

О чем стоило просить президента

Есть, правда, в этом открытом письме и здравые мысли. Например о том, что курсантам автошкол совершенно незачем, согласно новым программам, вникать в принцип работы гидромеханических и бесступенчатых коробок переключения передач со схемами их управления или, например, уметь организовывать пассажирские и грузовые перевозки, обеспечивать безопасность объектов транспортной инфраструктуры и так далее, и тому подобное...

Но, как уже не раз писал, эти нормы не устраивают и авторов минобровского проекта. Однако они были вынуждены предусмотреть их, поскольку того требуют до сих пор действующие законодательство (ФЗ «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения») и нормативы Минтруда. И готовы отказаться от преподавания действительно лишних знаний, как только это ведомство разродится наконец пресловутым профстандартом, отвечающим современным реалиям. И, кстати сказать, тот вариант, что Минтруд предложил изначально и за который продолжает держаться, несмотря на негативные отзывы других министерств, настаивает именно на углубленном изучении совершенно ненужных большинству водителей дисциплин. И авторы открытого письма не могут об этом не знать. И коли решились на свой демарш, уж лучше бы просили президента повлиять на скорейшую коррекцию перечисленных выше законов и странную позицию Министерства труда и занятости.

Но они, по глубокому моему убеждению, сознательно запутывают и обостряют ситуацию, пытаясь сорвать во что бы то ни стало принятие столь важных для будущих водителей документов, чтобы еще хотя бы пару месяцев подержаться на плаву, заработать копеечку, выпуская на трассы и магистрали недоучек.