Расширяя зону платной парковки до границ Садового кольца, власти Москвы регулярно ссылаются на опыт мировых мегаполисов. Многие москвичи считают правила платной стоянки слишком жесткими, а цену — неоправданно высокой. «Газета.Ru» проанализировала, как работает платная парковка в крупнейших городах мира.

Решение о расширении границы платных парковок в Москве породило бурные споры среди жителей столицы о необходимости данного шага. Одни считают, что платная парковка разгрузит центр города и заставит его «поехать». Жители этого самого центра, напротив, видят в расширении платной зоны ущемление своих прав.

Между тем даже беглый анализ опыта внедрения платной парковки в крупнейших мировых мегаполисах свидетельствует, что москвичам еще повезло — в некоторых странах условия для автомобилистов несравнимо хуже. В каждом крупном городе есть свои нюансы организации работы платных парковок. «Газета.Ru» решила проанализировать их на примере нескольких мегаполисов, где проблема перегруженного центра стоит не менее остро, чем в Москве.

Нью-Йорк, США

США — пионер массовой автомобилизации и, соответственно, первооткрыватель в сфере парковочного «ящика Пандоры». И такое положение просто обязывает власти предлагать автомобилистам максимальное количество решений, чтобы сделать хранение машины гибким и удобным. Так, в Нью-Йорке существуют как платные, так и бесплатные парковки. В случае если стоянка автомобиля стоит денег, даже при условии своевременной оплаты, парковаться там можно лишь в течение нескольких часов. Точное время будет указано на знаке рядом с парковочным местом.

Час парковки стоит около $1. В отдельных частях города стоимость может варьироваться в сторону увеличения.

Например, на Манхэттене парковка стоит до $3 за час. При этом в городе существуют и более дорогие альтернативы — гаражи и многоуровневые паркинги, там стоянка может обойтись в $40 за сутки. Штраф за истекшую оплату выписывается, даже если вы опоздали на минуту — его сумма может составлять около $100.

Стоит отметить, что в городе хорошо развит общественный транспорт: многие жители Нью-Йорка предпочитают оставлять машины на перехватывающих парковках и добираться до центра города на поезде, а затем пересаживаться на метро или автобусы. Кстати, станций метро в центре Нью-Йорка гораздо больше, чем где бы то ни было. Так, в российской столице в пределах Садового кольца расположены 14 станций, тогда как в центре Нью-Йорка их около 30.

Токио, Япония

Поскольку столица Японии обладает ограниченными земельными ресурсами, а уровень автомобилизации начал стремительно расти во второй половине XX века, власти страны пошли на достаточно радикальные по меркам других государств меры. Они обязали всех потенциальных автовладельцев предоставить доказательства того, что для хранения машины у них есть место. Для этого необходимо предъявить документы, подтверждающие факт владения или аренды гаража либо наличия парковочного места.

Несмотря на плотность застройки, город располагает значительным количеством мест для хранения автомобилей,

причем речь идет не только о небольших парковках на несколько машин, но и о многоуровневых паркингах. В рамках последней схемы в городе часто встречаются паркинги с системой грузовых лифтов, которые автоматически расставляют машины и выдают их обратно владельцам в случае необходимости.

Стоимость парковки зависит от района — у деловых центров или мест, привлекающих туристов, оставить автомобиль будет дороже, чем в спальном районе. Платят не только за час, но и за меньшие отрезки времени, например полчаса. Тем не менее в Токио эти 30 минут зачастую обходятся дороже, чем в других городах, вплоть до $5.

Сидней, Австралия

Крупнейший город Австралии — непростое место для владельцев личного транспорта. С понедельника по пятницу персональные автомобили во многих случаях нельзя парковать на центральных улицах. Все парковки представляют собой так называемые loading zones — зоны погрузки и разгрузки, преимущественно для представителей малого бизнеса. На таких площадках паркуются коммерческие минивэны или легковые пикапы-юты, распространенные в Австралии.

Рейнджеры, контролирующие парковку, встречаются очень часто. Штраф за нарушение может достигать 100 австралийских долларов (1 австралийский доллар — 30,5 руб.). Тарифы за парковку могут варьироваться от улицы к улице — вероятно, власти наблюдают за транспортным потоком в разных частях города и пытаются регулировать его с помощью ценовой политики. В среднем стоимость парковки на улице может составлять от четырех до семи австралийских долларов в час. В особенных местах парковка может быть заметно более дорогой: час у знаменитого Сиднейского оперного театра может обойтись автомобилисту в 35 австралийских долларов, что отчасти объяснимо статусом этой достопримечательности.

Жители более отдаленных от центра районов должны получить специальный талон, чтобы парковаться на своей улице, в противном случае их ждет штраф.

Высокая цена на землю и ее нехватка в целом диктуют свои правила. Застройщики в погоне за прибылью в последние годы начали предлагать жилье без парковки в районах, близких к деловому центру. Жилье с парковкой находится уже в другой ценовой категории, и в Сиднее оно считается роскошью.

Лондон, Великобритания

Столица Великобритании позиционируется как город для богатых, поэтому, помимо дорогой парковки в центре города, только за въезд на эту территорию нужно отдельно платить около 10 фунтов.

Сама парковка также оказывается заметно дороже, чем в других крупных городах мира: час может обходиться в 4–5 фунтов стерлингов (1 фунт стерлингов — 52,6 руб.). Центр города разделен на 16 парковочных зон — восемь для всех автомобилей и столько же для машин местных жителей. Резидентские парковки стоят дешевле, но машину там могут хранить только жители — всем другим автомобилистам парковка запрещена. По существу бесплатно ставить машину в центре могут лишь инвалиды.

Платная парковка, в зависимости от улицы, может длиться до конца рабочего дня либо оставаться круглосуточной, как это происходит в привлекающих туристов районах. Парковочная полиция абсолютно не видит разницы, кто именно нарушил правила хранения автомобиля в Лондоне, — в октябре штраф за нарушение стоянки выписали бывшему госсекретарю США Хиллари Клинтон.

Сингапур

Сингапур славится жестким контролем властей в области регулирования потоков личного транспорта с помощью дополнительных налогов и бюрократических препятствий. Как и в Японии, для покупки машины нужен отдельный документ — сертификат, тендер на который проходит раз в месяц. Поставить купленную машину можно только в специально отведенном месте. Правила парковки описаны на соответствующих дорожных знаках на улицах.

Заплатить за стоянку можно с помощью талона, купленного в киоске с печатью, либо с помощью оплаты в паркомате. Автомат принимает карты и наличные. В центре парковка на час обойдется в 1 сингапурский доллар (около 25 руб.), а в других районах — около 50 сингапурских центов. Также можно приобрести абонемент на парковку на более длительный срок. Штрафы за нарушение правил парковки в Сингапуре иногда достигают нескольких сотен сингапурских долларов, но нарушителей немного. Город-государство славится железной дисциплиной во многих сферах общественной жизни, и даже самые строгие законы здесь просто не принято нарушать.

В городе существует и льготная парковка, но она предназначена только для местных жителей или людей, работающих по соседству.

В связи со сложностью покупки автомобиля некоторые застройщики в Сингапуре идут на ухищрения. Так, в 2012 году в городе можно было купить квартиру с возможностью хранения машины — ее поднимают на специальном лифте. Апартаменты с двумя машино-местами стоят около $7,5 млн.