ГИБДД подготовила исследование состояния аварийности с участием пьяных водителей. Оказалось, что ни сухой закон для водителей, ни различные программы профилактики не оказывают никакого влияния на удельный вес «пьяных» ДТП — он стабильно остается на уровне около 7,5% от общего числа аварий. При этом больше всего проблем с нетрезвыми водителями возникает на местных дорогах и в небольших населенных пунктах. Эксперты считают, что это объясняется развитым в небольших населенных пунктах «кумовством» и пьянством.

Статистический анализ состояния и тенденций аварий с участием пьяных водителей опубликован на сайте ГИБДД. Авторы, исследовав данные за семь месяцев этого года, сравнили их с аналогичными показателями за предыдущие пять лет.

По данным ведомства, основной показатель — количество ДТП с участием пьяных водителей — на протяжении последних лет остается на стабильном уровне.

В 2013 году удельный вес таких аварий составил 7,4% от общего числа и зафиксировался на отметке 6932 ДТП. С 2008 года доля «пьяных» аварий оставалась в коридоре от 7,3 до 7,6%.

В этом году за семь месяцев по вине нетрезвых водителей погибло 1058 человек. Максимального значения за шесть лет этот показатель достигал в 2008 году — 1263 жертвы, а минимального в 2010-м — 1042.

При этом введенный летом 2010 года так называемый сухой закон для водителей, когда автомобилист с любым содержанием алкоголя в крови признавался пьяным, судя по цифрам, никакого ощутимого эффекта не дал. Число аварий в первые семь месяцев 2011–2012 годов по сравнению с 2010-м последовательно возрастало. Число погибших с 1042 в 2010-м выросло до 1143 в 2011-м. Столько же человек по вине пьяных водителей погибло и в 2012 году.

Отсутствие прогресса после 2010 года подтверждает и статистика раненных в «пьяных» авариях, которая с тех пор также поползла вверх. Некоторое снижение аварийности и числа погибших и пострадавших в 2013-м, скорее всего, объясняется общим снижением смертности на дорогах в этом году.

В исследовании ГИБДД приводятся данные и о количестве ДТП с водителями, отказавшимися от медосвидетельствования. Здесь статистика также подтверждает, что проблему с пьяными водителями решить одними запретительными мерами не получается. С 2011 года число таких аварий, а также количество погибших и раненых в них резко пошло вверх и в 2013 году достигло своего пика.

Изменить тенденцию с пьяными водителями не удается ни законодателям, ни ГИБДД, ни многомиллиардной профильной федеральной целевой программе (ФЦП).

Одним из самых любопытных показателей, ранее почти не исследовавшихся экспертами, стало распределение «пьяных» ДТП по местам совершения.

В ГИБДД подсчитали, что больше всего аварий по вине нетрезвых водителей (36%) происходит в райцентрах и городах районного значения, то есть с числом жителей до 50 тыс. человек.

Далее идут столицы субъектов Федерации (31%) и города краевого, республиканского или областного значения, то есть с населением от 50 тыс. человек. В сельской местности, где крайне низкая автомобилизация населения, происходит 14% от всех «пьяных» ДТП.

При этом абсолютное большинство «пьяных» ДТП происходит на небольших территориальных дорогах — 73%. На крупных федеральных трассах таких аварий зафиксировано всего 19%, еще 8% попали в категорию «иные автодороги».

Еще одним новым показателем стал анализ пьяной аварийности по дням недели. Здесь все оказалось предсказуемым — больше всего ДТП с пьяными происходит в выходные дни.

Самый «пьяный» день у российских водителей — воскресенье.

Из 6932 ДТП этого года в этот день произошло 1394. В субботу отмечено 1350 аварий.

Казалось бы, третье место должно остаться за пятницей, однако в понедельник, как оказалось, пьяные водители попадают в неприятности еще чаще — 942 случая против 857. Самым «трезвым» днем для российских автомобилистов стала среда — всего 760 «пьяных» ДТП за семь месяцев этого года.

Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков заявил «Газете.Ru», что из-за введенного в 2010 году нулевого промилле официальная статистика ГИБДД не отражает реальной картины.

«После отмены существовавшей нормы в 0,3 промилле пьяными стали признаваться и те, кто раньше из-за незначительного количества алкоголя под эту категорию не подпадал. Соответственно, сразу же вверх поползла и статистика,

— считает Лысаков. — Я думаю, что было бы правильно скорректировать данные с 2011 года примерно на четверть в сторону уменьшения. Кстати, и до введения нулевого промилле число таких аварий уже снижалось. Этот «лукавый ноль» ничего кардинально не изменил».

По мнению депутата, для дальнейшего снижения доли «пьяных» аварий необходим целый комплекс мер. «Здесь и вопрос воспитания, и пропаганды. Необходимо с помощью просвещения и пропаганды «зомбировать» людей в хорошем смысле, чтобы не возникало мысли сесть за руль пьяным, — считает Лысаков. —

У меня большие претензии к федеральным телеканалам, где напрочь отсутствует социальная реклама на эту тему. Делать ее нужно в жестком виде, чтобы доходило до всех, и обязательно в прайм-тайм».

Эксперт считает, что «пьяные» ДТП происходят больше всего в небольших городах, так как там проще уйти от ответственности. «Там очень развито кумовство, когда человек уверен, что, даже если кто-то его поймает, всегда можно будет договориться — города маленькие, все друг друга знают, и такие вопросы там решаются намного проще», — говорит Лысаков.

Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в свою очередь полагает, что одними законодательными мерами снизить удельный вес «пьяных» ДТП не удастся.

«Законы, как и замки в дверях, пишутся для честных людей, а для нечестных они не представляют никакой угрозы и тем более препятствия, — заявил он «Газете.Ru». — Нормальные водители не ездят пьяными не потому, что боятся штрафа или тюрьмы, а потому, что не хотят стать убийцами».

По мнению Травина, одних государственных мер для решения этой проблемы явно недостаточно. «Нужно, чтобы сами водители, простые граждане, задумались над этой проблемой. Увидел пьяного, садящегося в машину, — позвони в полицию, даже если это твой друг. У нас люди воспринимают это как стукачество, и вряд ли удастся сразу поменять их мышление. Но иначе справиться с этой проблемой, особенно в маленьких городах, где нет никаких облав и сплошных проверок, не выйдет», — считает эксперт.

Среди других полезных мер Травин отметил более наглядную агитацию против «пьяной» езды.

«Нужно делать такую социальную рекламу, чтобы она брала людей за душу, не оставляла их равнодушными. И, конечно, важно подключить к этому крупные СМИ, телевидение — именно оно основной источник информации в регионах», — добавил он.

Анализируя причины, по которым больше всего аварий с нетрезвыми водителями происходит в небольших городах, Травин пришел к выводу, что все дело в общей неустроенности российской глубинки. «Люди находят в бутылке последнее утешение. Я сам человек непьющий, но, проехав недавно по стране, убедился, что выжить там без алкоголя очень сложно. Если бы у людей была нормальная работа, перспективы, никто бы не пил, но ведь этого нет», — заключил эксперт.