Парковка в центре Москвы стала платной. Цена одного часа в пределах Бульварного кольца — 50 руб. Штраф за неуплату — 2500. Так правительство Москвы намерено разгрузить центр и побороть пробки.

Решение мэрии приветствуют почти единогласно эксперты, пешеходы и бесколесные экологи. Но негодуют автомобилисты. А жители центра эту платную парковку вообще хотят саботировать. Притом что для них предусмотрены поблажки — в виде бесплатной стоянки ночью с восьми до восьми. Правда, оформить льготу можно будет лишь на один автомобиль и с согласия всех владельцев квартиры (одна квартира — одна машина). Также на одну машину жители центра могут оформить вторую исключительную льготу — годовой абонемент на парковку за 3 тыс. руб. Правда, оставлять машину по такому абонементу можно не везде, а только в пределах парковочной зоны по месту жительства.

Но центровые все равно недовольны. Говорят, одного места мало, а кто-то не хочет платить вовсе. Платную стоянку они назвали произволом и «пилотным проектом по выживанию коренных москвичей». А в «Фейсбуке» создали инициативную группу («Платные парковки. Жители — против!»), в ней уже почти тысяча человек. Офлайн же, так сказать, возмущение жителей можно в эти дни наблюдать в «Многофункциональном центре предоставления услуг населению» на Павелецкой. Да ладно возмущение — наблюдать самих коренных москвичей в таком количестве — уже редкий случай. Бесплатно и только сейчас! Не проходите, в общем, мимо.

Резидентское разрешение здесь оформляют на втором этаже. В соседнем зале гастарбайтеры получают регистрацию. Гудит кондиционер. А вот детская комната. Дети «коренных москвичей» возятся в силиконовой «песочнице», а дети гастарбайтеров забрались на шведскую стенку и молча смотрят вниз.

Что сказать про «коренных» (взрослых)? Есть худые и толстые. Есть на БМВ, а есть на «Пежо». Один был в черных туфлях и белых носках и говорил по-армянски. А один ничего не говорил, на левом кулаке у него было вытатуировано «Заря», на правом — «Маша». Люди как люди…

Целыми семьями жители центра толпились в многофункциональном центре, выстаивая в очереди по 3 часа. Тем более не позавидуешь семьям, где несколько автовладельцев и надо решить — кто получит льготу. Отголоски недавнего конфликта наблюдались даже в присутствующей здесь семье Дмитрия Ухова, координатора сообщества возмущенных жителей.

— Это дискриминация, — жаловался мне в коридоре Дмитрий Ухов. — Необоснованно и антиконституционно ограничивать владельцев квартир одним парковочным местом! В моей семье три автомобиля: у отца, у матери и у меня. Отец ставит свою во двор, он там себе и щебень накидал, и ограду сделал. Мать намерена получить резидентское разрешение. А что мне остается? Воевать с ней из-за парковки?

— Кричи-кричи, — не без сарказма в голосе говорила мама координатора, — никто не услышит.

Да, согласия в семьях платная парковка совсем не добавляет. А платить все-таки будет Дмитрий.

В зале — очередь, человек 40. Кто-то пил кофе и говорил по телефону. Девушка в хиппи-сарафане учила ходить годовалого ребенка. Мужчина в шортах ругался на сотрудницу из 22-го окна.

— Жена в Сургуте, и мы разводимся! Просить что-то, унижаться не собираюсь! Вы понимаете?!

— Да я понимаю, — краснела девушка из 22-го окна. — Но правило такое. Ну хотите, я сама ей позвоню, попрошу выслать доверенность…

— Жить, Володя, в Москве с каждым днем становится все менее удобно, — говорил москвич лет 30 кому-то в айфон. — Пробки, климат — дерьмо, все дорого, в «Кофе-хаузе» официанты по-русски не говорят. Теперь еще на машине крест… Метро? Ты что!

— Нам не оставляют выбора, заставляя отказываться от личного транспорта, — вздыхал Ухов. — Это неприемлемо. Почему я должен отказываться от комфорта и спускаться в метро, садиться в вонючий автобус? Это стресс, давка, вирусы, кто-то просто не переносит скопления людей. Что нам теперь, мигрировать? Продавать свои квартиры приезжим?

Что тут скажешь? Уже давно я не езжу на машине в центр. В какой-то момент дорога просто начала стабильно съедать два с лишним часа. Меня не пугают люди в метро, запахи и мигранты. Но теперь, наверное, будут слегка пугать «коренные москвичи». Когда их много и в одном месте, лучше наблюдать издалека.

Как получить резидентскую парковку?

Заявка подается в «Многофункциональном центре предоставления услуг населению» на Бахрушина, 16. С собой нужно иметь паспорт, страховой номер индивидуального лицевого счета, документы на квартиру и ПТС. Что крайне важно — при подаче заявки чиновники требуют согласия и личного присутствия всех собственников жилья (при долевом владении квартиры). Либо нужно представить нотариальную доверенность на каждого, кто не смог явиться.

В случае несогласия хотя бы одного собственника или отсутствия доверенности заявка не принимается.

Сколько мест нарисовали в центре?

Чиновники из департамента транспорта начертили в пределах Бульварного кольца 4368 парковочных мест. По их расчетам, этого хватит на всех резидентов зоны. Впрочем, пользоваться машино-местами смогут все желающие. Обладатели резидентских разрешений будут парковаться в общем порядке.

При этом до сих пор внутри Бульварного кольца ухитрялись втиснуться до 16 тысяч машин. Но в мэрии подсчитали, что такое количество для центра — чересчур, а 11 с лишним тысяч парковались с нарушением правил — под запретительными знаками, во втором-третьем ряду и пр. Выходит, теперь этим 11 тысячам дорога в центр закрыта.

Кто станет контролировать?

Сотня специальных инспекторов уже начала патрулировать центр. Инспекторы с помощью мобильных считывающих устройств смогут выявлять «зайцев» и тут же отправлять данные в ГИБДД для выписки штрафа.

Вдобавок, как и раньше, фиксировать нарушителей будут с помощью «парконов». Маленькие коварные машинки серого цвета, оборудованные камерами, теперь начнут разъезжать даже ночью. Кстати, в ночное время парковка тоже стала платной, как и в выходные. И это удивительно, ведь мэрия, запуская эксперимент, ориентировалась на опыт европейских стран, где за стоянку платят только в рабочее время. Впрочем, как сказали «Новой» в департаменте транспорта мэрии, также будет, возможно, и у нас — вопрос еще решается

Павел Каныгин