По мнению Ассоциации по защите прав автострахователей, выводы Верховного суда приведут к увеличению стоимости полиса для автомобилистов и способствуют мошенникам.
Несколько раз в год ВС рассматривает решения, которые приняли суды низших инстанций по схожим делам, и указывает, какое решение следует принять в качестве прецедентного. Таким образом, ВС выступает в качестве рулевого для всего отечественного правосудия. Последний обзор 30 января Суд полностью посвятил имущественному страхованию.
Ассоциация по защите прав автострахователей в своем обращении просит Президиум Суда обратить внимание на два пункта.
По мнению Верховного суда, если водитель, который управлял автомобилем, не был включен в страховой полис и попал в ДТП, страховщик не может уклониться от выплаты страховой премии. Но это противоречит самим основам формирования страховой премии. Ведь во всем мире стоимость полиса зависит от возраста, стажа и даже пола водителя. Для клиента с большим стажем страховка, как правило, обходится значительно дешевле. Если вероятность возмещения не будет связана с конкретным водителем, страховые компании, дабы избежать убытков, поднимут стоимость страховок, сделав их одинаково дорогими для всех автомобилистов. В результате аккуратный водитель будет платить за неаккуратных. По данным Ассоциации, сегодня при расчете стоимости страховки компании обычно учитывают, что для автовладельца в возрасте более 40 лет и стажем более 20 страховая премия окажется в среднем на 40% ниже, чем для автомобилиста 20 лет со стажем 1 год.
Кроме того, ВС считает, что в договоры автострахования не должно быть включено условие, по которому ущерб возмещается с учетом износа частей, узлов и агрегатов транспортного средства, приравнивая тем самым износ и амортизацию. Однако, по мнению Ассоциации, не различать эти понятия невозможно. Амортизация – системное уменьшение стоимости имущества на протяжении всего срока, износ же – постепенное и ожидаемое уменьшение функциональных качеств, связанных с эксплуатацией имущества или моральное старение, потеря потребительских свойств. Эти свойства у автомобиля со временем также снижаются, поэтому учитывать амортизацию при выплате по угону или полной гибели автомобиля необходимо, пишут в своем обращении представители Ассоциации. Например, гражданин М. приобрел новый легковой автомобиль за 500 тыс. рублей, застраховал его, а через 11 месяцев попал в ДТП. Автомобиль при этом был полностью уничтожен. Если М. решил бы через 11 месяцев автомобиль продать, с учетом износа сделать ему бы это удалось лишь за 435 тыс. рублей. Однако теперь, после ДТП и на основании решения суда, он получит страховую премию, равную стоимости нового автомобиля – 500 тыс. рублей. Случаи мошенничества на этой почве легко предсказуемы. Чтобы их избежать, компании начнут повышать цену страховок для всех категорий автомобилистов, и добросовестные страхователи останутся в проигрыше.
Клиент страховой для экономии своих средств обычно покупает полис, предусматривающий выплату с учетом амортизации автомобиля. Но страхователь может этого выбора лишиться. В таком случае страховка будет стоить дороже. Сегодня у страхователя еще есть выбор.
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат