Удивительно, но когда началось обсуждение необходимости повысить наказание за разговоры по телефону за рулем, многие высказали свое безразличие, что-то вроде: «А мне норм! Я не считаю, что говорить по телефону и управлять автомобилем одновременно – опасно».

Возможно, для водителей со стажем в несколько десятков лет телефон в руке, действительно, не помеха. Не говоря уже о водителях городских маршруток, которые могут говорить по телефону, жевать пончик, курить, принимать оплату за проезд и рулить одновременно. Но от чрезвычайных происшествий не застрахован никто. И опытные водители, и «юнцы», разговаривая за рулем, рискуют своей и чужой безопасностью. Порой удивительно, почему к этой проблеме относятся так легкомысленно и равнодушно. Видимо, это что-то вроде нашей старой доброй традиции «Пока гром не грянет…».

Интересны исследования американских ученых. Согласно опубликованным результатам: «Когда человек управляет автомобилем и говорит по сотовому, мозг начинает выполнять две задачи одновременно. При этом разговор по сотовому является главной задачей, а управление автомобилем – второстепенной. В результате мозг начинает реагировать на второстепенную задачу на 300 миллисекунд медленнее, что приводит к снижению реакции на происходящие действия на дороге и зачастую приводит к ДТП». (Вычитал в «Независимой газете»).

Сократить риск аварий из-за телефонных разговоров во время движения помогут различные гарнитуры. Внимательность они, конечно, не вернут, зато освободят обе руки, необходимые для быстрого маневра в случае опасности. Причем некоторые устройства помогут больше, некоторые – меньше. Каким отдать предпочтение?

Проводная гарнитура

Самое простое решение из доступных – проводная гарнитура. Суть всех таких аксессуаров одна: подсоединить к телефону, вставить наушник в ухо и успеть нажать на кнопку во время звонка. Минусы такого hands-free очевидны. Во-первых, телефон должен всегда находиться рядом. Во-вторых, провода могут помешать движениям водителя. В-третьих, чтобы позвонить или ответить на звонок, все-таки приходится отвлекаться на нажатие кнопок, поиск контактов. Среди плюсов можно выделить невысокую цену проводной гарнитуры (в среднем от 300 до 1 000 рублей).

Беспроводная Bluetooth-гарнитура

Беспроводная гарнитура крепится на ухо, что позволяет водителю свободно двигать руками, не боясь потерять наушник или телефон. Это может быть простейшее устройство с минимальным набором функций (ответ/сброс, удержание и повтор) вроде Plantronics ML10. Или более продвинутая гарнитура с дополнительными возможностями шумоподавления, влагозащитным корпусом, несколькими микрофонами (Plantronics Voyager Legend) и даже с дисплеем (Samsung HM6450 Modus).

Плюс такой гарнитуры в том, что она автоматически соединяется с телефоном по Bluetooth. Однако телефон все равно должен быть на виду (хотя бы для того, чтобы определить, кто звонит). Ну и не всем удобен вариант постоянно держать устройство в ухе. Цены Bluetooth-гарнитур колеблются в диапазоне 700–5 000 рублей в зависимости от бренда и количества дополнительных функций.

Bluetooth-спикерфон или Car kit

Этот способ автор расценивает как один из самых «продвинутых» и даже в каком-то смысле совершенных.

Во-первых, ничего не висит на ухе водителя. Устройство очень просто крепится к солнцезащитному козырьку автомобиля.

Во-вторых, движения водителя для совершения вызова сведены к минимуму. В продвинутых моделях, например, Parrot MINIKIT Neo, предусмотрено даже автоматическое включение устройства, когда водитель садится за руль. Управление полностью голосовое – для вызова необходимо назвать имя абонента из записной книжки в телефоне. Руки всегда свободны. В случае входящего звонка, устройство произносит вслух имя контакта, например, «Барак Обама». При необходимости вызов можно отклонить – тогда сработает «SMS-автоответчик». Смутить в «кар-китах» может только цена, хотя она зачастую даже ниже менее удобных, но «навороченных» Bluetooth-гарнитур (MINIKIT Neo стоит не больше 4 тыс. рублей).

К сожалению, согласно последнему опросу Фонда Общественное Мнение, свыше 70% российских автолюбителей не используют вообще никакие гарнитуры. Может быть, новые штрафы заставят их сделать разговоры за рулем более безопасными? Ну а если опытные водители так уверены в себе, то хотя бы «новичкам» следует разъяснить, что к чему.

В юном возрасте мало кто задумывается о безопасности, так что старшему поколению хорошо бы помочь молодежи в выборе действительно нужных устройств, которые освободят руки во время движения и помогут меньше отвлекаться на звонки. Ведь никто не хочет видеть своих детей в вечерней сводке дорожных новостей, не так ли?

Андрей Родионов

© Shkolazhizni.ru