Верховный суд РФ направил на рассмотрение в Госдуму законопроект, в соответствии с которым страховое мошенничество будет выделено в отдельную статью УК РФ.

Почему в нашей стране не приживается так называемый европротокол, когда для оформления мелкого ДТП не надо вызывать и часами ждать приезда инспектора? Почему даже предложеный правительством вариант, расширяющий, по сути, возможности европротокола обрастает дорогостоящими «рогатками» со стороны страховщиков? Одна из главных причин — разгул в стране страхового мошенничества. И необходимость предусмотреть за это преступление отдельную уголовную статью назрела давно.

— Страховое мошенничество по таким видам, как автострахование и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств носит массовый характер, — объясняет лидер «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. — По некоторым данным, в странах Западной Европы с развитым страховым рынком, уровень страхового мошенничества достигает 15-20% от суммы всех заявленных убытков. Такой высокий показатель связан в первую очередь с тем, что факт мошеннических действий клиента по отношению к страховщику очень трудно доказать...

Для уменьшения этой цифры западные страховщики активно сотрудничают с автоэкспертами и полицией. Только благодаря совместным усилиям всех, участвующих в расследовании события, которое может быть признано страховым случаем, достигается минимизация расходов страховых компаний на выплату возмещения мошенникам.

В России до настоящего момента страховщики остаются один на один с мошенниками. По неофициальным данным, уровень страхового мошенничества в России достигает 40% от суммы всех заявленных убытков. В большинстве случаев для осмотра поврежденных автомобилей страховая компания привлекает своих партнеров из числа независимых экспертов, так как силами специалистов, находящихся в штате страховой компании, все поврежденные автомобили осмотреть не представляется возможным. Первичные признаки мошенничества как раз и выявляются в момент осмотра поврежденного автомобиля, первоначального анализа, сопоставления повреждений автомобиля и справок из компетентных органов. Бывают случаи некачественного выполнения работ со стороны независимых экспертов, которые и приводят к невозможности дальнейшей блокировки рассмотрения документов со стороны службы безопасности страховщика и, как следствие, к выплате страхового возмещения по событию с признаками страхового мошенничества.

Российская полиция пока тоже без энтузиазма подходит к рассмотрению материалов о страховом мошенничестве, так как действующий Уголовный кодекс носит размытые формулировки на этот счет, а сам факт мошенничества доказать очень сложно. У полиции нет определенной мотивации в расследовании подобного рода дел. Получается, что в выявлении мошенников среди добросовестных клиентов страховых компаний, заинтересованными являются только службы безопасности страховщиков, ресурсов которых явно не хватает для качественного расследования страховых событий и предотвращения мошенничества.

В случае, если законопроект, предлагаемый Верховным судом РФ, будет одобрен и страховое мошенничество выделят в отдельную статью Уголовного кодекса, МВД получит необходимые дополнительные рычаги и мотивацию для более активного расследования событий с признаками мошенничества. Мошенники и недобросовестные независимые эксперты не будут чувствовать свою безнаказанность, а службам безопасности страховщиков станет намного легче предотвращать незаконные выплаты страхового возмещения.