За первые шесть месяцев 2012 года рынок добровольного автострахования каско вырос на 18% – до 90,4 млрд рублей. Это почти вдвое больше, чем рынок обязательного страхования ОСАГО. Эксперты прогнозируют продолжение умеренного роста, но говорят, что прибыльность компаний растет из-за сокращения выплат по убыткам.

Рынок добровольного автострахования каско по итогам первого полугодия 2012 года вырос на 18,2% и достиг 90,4 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года объем рынка по добровольному автострахованию составил 77,2 млрд. Такие данные в понедельник опубликовала Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

По статистике ФСФР, из 90,4 млрд – 57,2 млрд в первые шесть месяцев ушло на покрытие убытков страхователям. Это 60,3% от общей суммы собранных премий. Что касается прибыльности, то если сумма выплат по каско превышает 70% от полученной страховой премии, то страховую компанию можно считать банкротом.

Две трети прибыли по каско – 66,8 млрд рублей – в этом году собрали десять крупнейших игроков рынка автострахования. В тройке лидеров «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах». Доминирование десятки объясняется финансовой устойчивостью этих компаний и большой филиальной сетью. Такая ситуация на рынке на руку страхователям и дает больше шансов на получение выплат.

По итогам первого полугодия 2012 года, на рынке обязательного страхования автомобилей (ОСАГО) страховщики собрали премий на сумму почти в два раза меньшую, чем по каско – 57,1 млрд. Половина из этой суммы (28,7млрд) ушла на покрытие убытков страхователям. Таким образом, сборы по каско превысили рынок автогражданки.

Аналитики страхового рынка отмечают, что рост популярности добровольного автострахования будет наблюдаться до тех пор, пока рынок не насытится автомобилями. В ближайшие два года рост будет уверенным, однако его рост будет не таким интенсивным, как за последние шесть месяцев, и сохранится на уровне 13-15%.

Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов отмечает, что рынок автострахования напрямую зависит от благосостояния и экономической ситуации в стране. «Перспективы роста или депрессии зависят от одной простой вещи – от того как живет страна, – заявил он «Газете.Ru». – Если страна живет хорошо, и ее граждане могут себе позволить покупку автомобиля, значит будет больше граждан страховаться, если денег у людей нет, кризис какой-то, то и люди меньше будут страховаться».

Иванов подчеркнул, что его страховая компания по каско никогда не терпела убытков. Доходность получается удержать на одном уровне благодаря особенностям тарифной политики.

При этом страховщики меняют тарифы каско нескольку раз за год. Чаще всего ставки растут для молодых водителей, покупающих автомобили в кредит (при покупке машины в кредит страхование по каско становится обязательным условием банка). По данным Иванова, именно молодые водители чаще всего попадают в аварии (конкретных цифр страховщик не назвал). «Есть такой феномен, по этим машинам у нас всегда хуже результат и выше убыточность, – говорит он. – Не свои деньги заплатил за машину, а кредит отдаешь не сразу».

Эксперт в области автострахования Антон Басин заметил, что прибыльность компаний растет из-за сокращения выплат по убыткам. Такую тенденцию юрист наблюдает и по каско и по ОСАГО. «Страховые премии у страховщиков возросли, а убыточность упала, – комментирует он «Газете.Ru». – Когда выплаты сокращаются, соответственно прибыль растет. Такая ситуация будет продолжаться, пока страхователи не станут отстаивать свои права в судах».

Рынок автострахования остается в России самым прибыльным видом деятельности у страховых компаний – что страхование машин у населения входит в привычку, отмечают участники рынки. По данным ФСФР, общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за первое полугодие 2012 года составила 412,42 млрд рублей.