В Москве скоро наступит дорожный коллапс. От кризиса все успели оправиться, люди покупают машины, банки раздают кредиты налево и направо, а вот дорожная сеть практически не растет. И вот уже летом собираются многокилометровые пробки, которые раньше можно было наблюдать лишь зимой в период массовой закупки подарков.

Исследовательский холдинг «Ромир» провел опрос среди 2 тысяч водителей и выяснил, что 49% московских водителей готовы пересесть в общественный транспорт. Но, конечно, такое самопожертвование дастся им непросто – многие из них изъявили желание, чтобы автобусы и метро стали более быстрыми и менее загруженными, а сеть наземного транспорта должна стать более продуманной. Кстати, еще пара занимательных фактов из опроса: оказывается, лишь 67% москвичей в курсе, что в столице появились выделенные полосы для общественного транспорта, а среди автомобилистов этот процент и того меньше – 33%. Платить за парковки готовы 38% опрошенных, а вот 52% считают, что парковки должны быть бесплатными. Средняя сумма, которую люди готовы заплатить за парковку, составляет 407 рублей.

Однако в этом исследовании есть недочеты – опросы проводились на улицах, т.е. люди были пойманы в «горячих точках». Понятное дело, что водитель, стоя на жаре в пробке, готов будет пересесть в автобус и любоваться солнышком через окно. А вот подойди к нему с аналогичным вопросом зимой – вряд ли он готов будет променять свою комфортную машину с работающей печкой на шлепание по грязной жиже до остановки и толкотню в метро.

Также свое исследование обнародовала компания «Эшелон-Геолайф», которая при помощи спутниковых систем отслеживает изменения трафика в Москве. Эксперты выяснили, что за последние полгода средняя скорость движения в городе снизилась на 10%. В декабре 2011 года москвичи ездили со средней скоростью 26,6 км/ч, а этим летом – 23,9 км/ч. И надо также принять во внимание, что последний показатель – летний, когда многие в отпусках.

В этом году пропускная способность города была сокращена введением на основных магистралях выделенных полос для общественного транспорта. Возмущению водителей не было предела – мало того, что и так в пробках стоим, так еще и урезают дорожное пространство! Однако с 10-кратным увеличением штрафа за проезд по этим полосам многие все же усмирили свой пыл. Чиновники сжалились над водителями и разрешили ездить по выделенным полосам по выходным и праздничным дням. Но чуть позже им в голову пришла идея оградить эти полосы специальными барьерами – первые экспериментальные оранжевые колышки уже появились на Пролетарском проспекте. Барьеры установлены только на месте сплошной полосы, они прерываются везде, где есть пунктирная линия для поворотов и перестроений.

Кстати, о чиновниках – в этом году они в очередной раз покажут пример народу в День без автомобилей, который в России отмечается в конце сентября. В этот день все привилегированные и не очень представители власти самолично пересядут туда, куда хотят согнать столичных водителей – в общественный транспорт. Правда, по опыту прошлых лет, в День без автомобилей не просто не отмечается снижение пробок, но загруженность, наоборот, возрастает. Ведь многие думают – пусть другие едут на метро, а я быстренько проскочу по своим делам. И таких умников – сотни тысяч. Да и чиновникам не так просто расставаться со своими мигалками и тонированными окнами даже на день – некоторые чиновники (в числе которых и борец с мигалками Владимир Жириновский) просто-напросто оставили свои автомобили за углом.

Сложно стало не только ездить, но и оставлять автомобиль на улице. На дорогах водителей ловят автоинспекторы и камеры ГИБДД на столбах, а на газонах и других запретных для парковки местах машины подстерегают Парконы, которые, судя по их увеличивающемуся количеству маршрутов, скоро станут вездесущими. Да и правительство подготовилось к их работе основательно – во втором полугодии 2012 года на рассылку штрафных квитанций будет выделено около 820 миллионов рублей – на эти деньги москвичам можно разослать 22 миллиона писем счастья.

Но и это еще не все – на водителей могут обрушиться и массовые рейды, целью которых будет лишение прав. Дело в том, что ГИБДД получила результаты аварийности за последние полгода (с января по июнь), и выяснилось, что в стране на 7,2% выросло число погибших и раненных в ДТП. Только на долю аварий с пострадавшими пришлось более 85 тысяч случаев. И несмотря на то что в 4 раза снизилось количество аварий по вине пьяных водителей, автоинспекция решила практиковать массовые рейды по лишению прав за алкоголь в крови. Госдума уже готовит законодательные поправки, которые позволят избежать бюрократической волокиты – инспекторам разрешено будет останавливать для проверки не выборочно, а сплошняком. То есть под проверку будут попадать не только те, у кого есть признаки опьянения, но и совершенно трезвые люди.

Все эти изменения, свалившиеся за последнее время нам на голову, дают понять то, что как раньше мы уже жить не будем. В реалиях большого города, в котором живут несколько миллионов человек, пробки неминуемы. В принципе, многие уже готовы к изменениям, однако есть доля автомобилистов, которые не хотят думать глобально, и все их действия направлены лишь на удовлетворение собственных интересов. Собралась пробка на въезде в Москву или перед железнодорожным переездом? – На обочине уже выстроилась новая полоса. Все полосы встали в пробке, а встречка свободна? – И вот уже несколько смельчаков пересекают двойную сплошную и едут навстречу лишению прав. А все потому, что автоинспекция позволяет все это делать – нарушают уже и в их присутствии, зная, что можно откупиться. Многие называют это нашим русским менталитетом. Вот и посмотрим, удастся ли при помощи законодательных ухищрений и ужесточений поменять наш менталитет.

Текст: Ольга Цуканова