Несмотря на вложенные миллиарды в программы повышения уровня безопасности на дорогах, смертность в результате ДТП остается очень высокой.

Глава ГИБДД России Виктор Нилов сообщил, что чуть менее 28 000 человек стали жертвами ДТП в 2011 году, 252 тысячи человек получили ранения. Темпы прироста количества происшествий по вине водителей-женщин выше, чем по вине водителей-мужчин. Кроме того, растут отказы на прохождение медосвидетельствования, 9% происшествий произошло по вине нетрезвых водителей, каждый 15 из них ранее уже был лишен прав.

Как решить «смертельный вопрос» выясняли в программе «Своими словами» c Наталией Метлиной и Вадимом Муравьевым на Финам FM .

«Кровавая бойня на дороге – война в мирное время, - считает Леонид Челяпов, адвокат центральной коллегии адвокатов города Москвы. Можно выделить два аспекта: технический – безобразная подготовка водителей в автошколах и социальный – низкий уровень культуры в обществе, бессовестность, бесстыдство и искаженное представление о «крутизне». Плюс нет понятия неотвратимости наказания. Приведу пример Арабских Эмиратов – у них не отбирают права, у них отбирают машину, если человека задерживают повторно в нетрезвом состоянии. Проблема упирается в правоприменительную практику. Многие считают, что все равно «проскочат», а если не «проскочат», то откупятся, вот и создается впечатление полной абсолютной безнаказанности. Можно делать все, что угодно. Решение проблемы – неотвратимость наказания и повышение штрафов, другие меры не помогут».

С ним солидарен и другой эксперт: «Главная загвоздка в менталитете водителей, потому что российский водитель если и соблюдает правила, то только из-за боязни быть оштрафованным, а не из чувства собственного достоинства, - сказал в эфире программы Михаил Горбачев, журналист, автоэксперт, автор бестселлеров по вождению автомобиля. Как мне видится, в данный момент хорошо работают штрафы.

Единственное, не корректное применение камер видеофиксации очень нервирует. Например, когда с Новорижского шоссе в Москву сделали трех-четырех полосную дорогу и там оказывается скорость 60 км/ч, это значит 90% потока получает по тысяче рублей, мне кажется, это не очень корректно. Там нужно либо повышать лимит скорости, либо предупреждать водителей более четко. Это провокация, когда трасса выглядит прекрасно, но ехать по ней быстро нельзя, и об этом никто не знает.

Гибель на дорогах наступает в результате серьезных нарушений или если водитель в экстремальной ситуации повел себя не правильно. Здесь речь идет о качестве подготовки водителей. Если в Германии около 100 центров повышения водительского мастерства со специальным оборудованием, то в России таких центров нет», - считает эксперт.

«Система не эффективна, не действует, не работает, - комментирует Дмитрий Леонтьев, руководитель Межрегионального Общественного Центра "За безопасность российских дорог"». По мнению эксперта, нужно создать еще один орган – министерство по дорожной безопасности, отдельное от ГИБДД. "Это должно быть сугубо гражданское ведомство с очень серьезным научным составом, без военного или милицейского руководства и должно оно быть в рамках министерства", - говорит Леонтьев.