Как излечить российские дороги от хамства, избытка ДТП, массовых жертв, взяточничества и равнодушия ГАИ и прочих прелестей, царящих уже много десятилетий?

Для начала неплохо бы понять, почему мы вообще погрязли в этом мутном болоте. По какой причине значительное число участников дорожного движения в России ведут себя эгоистично, неадекватно и агрессивно? Откуда столько пьяных за рулем? Почему, когда ты стоишь в пробке на загородном шоссе, тысячи «умников» проезжают «без очереди» по обочине? Зачем такое распространение получила тупая стратегия «не пускать в свой ряд»? Из каких джунглей берутся водители, наказывающие других участников движения, подрезая и давя на тормоз? Почему инспектора ГАИ предпочитают сидеть в засаде, а не помогают водителям? Бесконечное количество вопросов, у которых такое же бесчисленное множество ответов. Но, что интересно, и здесь можно дойти до сути. Математики это уже сделали.

Существует теория игр — раздел прикладной математики. Ее методы применяются в экономике, социологии, политологии, психологии, этике... Даже биологи используют теорию игр для исследования поведения животных. Почему бы нам не посмотреть на наши дорожные страсти с этого ракурса, тем более что нравы на российских дорогах на первый взгляд не так уж далеки от обезьяньих.

Теория игр — это по сути метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается любой процесс, в котором участвует больше одного человека. Участники игры реализуют свои интересы. При этом каждая из сторон использует некоторую стратегию. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии.

Нобелевский лауреат Джон Нэш доказал, что в конце концов стороны естественным образом приходят к оптимальным стратегиям. Его теория получила название «равновесие Нэша» - это такое состояние в игре, когда никто не может выиграть за счет другого. Все участники или выигрывают, или терпят поражение. Равновесие Нэша наступает, когда все стороны используют оптимальную стратегию. Игрокам выгодно сохранять это равновесие, так как любое эгоистичное изменение только ухудшит их положение. Иначе говоря, подход «каждый сам за себя» здесь не работает. Оптимальной является стратегия, когда каждый старается сделать лучше для себя, делая лучше для других.

Это мы и наблюдаем, глядя на дорожное движение в европейских странах. Стратегии - зажать, подрезать, наказать, не пускать — там не работают. В отношениях с дорожной полицией аналогично. У полицейских нет стратегии унизить, забрать, подчинить, но определенно просматривается желание предупредить, помочь, облегчить, и от этого лучше всем.

Однако не все математики согласны с постулатами «равновесия Нэша». Ряд других ученых сформулировали так называемую «диле́мму заключённого», или «дилемму банди́та». Это фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Ее хорошо иллюстрирует практика сотрудничества с правосудием. Когда берут двух бандитов и, рассадив по разным камерам, предлагают каждому признаться, что он участник банды и сдать пособника. В награду вместо десяти лет заключения дадут всего два года. В итоге: «если не ты, то тебя». Не важно, что сделает другой игрок, каждый выиграет больше, если предаст. Поскольку в любой ситуации предать выгоднее, чем сотрудничать, все рациональные игроки выберут предательство.

Когда в России шустрый объезжает очередь на развязке и пытается нагло вклиниться в поток, он предает. Когда его не пускают — это ответное предательство. Когда нарушитель не пропускает пешеходов на зебре, он предает, поскольку боится, что сзади его предаст другой автомобиль, въехав ему в зад. Когда пьяный водитель платит взятку инспектору - оба предают. Когда ты подрезаешь - предаешь, когда за это тебя «наказывают» — предают тебя. Все придерживаются оптимальной стратегии предательства в рамках «дилеммы бандита» и не потому, что хамы, а потому что рационально мыслят!

Мы отнюдь не пещерные люди. Мы здесь в России поступаем рационально, что научно доказано. Математиков трудно упрекнуть в идиотизме или предвзятости. Наш разумный аппарат автоматически выбирает оптимальную стратегию, хотя при этом вы выглядим нелепо.

В нашей стране, где заключенные еще недавно составляли четверть населения, естественным образом свыклись с «дилеммой бандита», но те времена ушли и никто не заставляет нас продолжать. Единственное, что мешает — гигантское количество игроков, не подозревающих о возможности поучаствовать в более выигрышном «равновесии Нэша». Если верить математикам, джунгли на дорогах исчезнут, когда число альтруистично настроенных водителей достигнет 33% и еще столько же будет сомневающихся (добрых, но мстительных), оставшуюся треть могут составлять хоть отморозки — это уже не существенно. Как это произойдет? Пока известен один путь. Каждый из нас, кому это небезразлично, должен выбрать, во что лично он играет, не сильно надеясь при этом заразить своим выбором других.