В России любят ездить быстро. Наши водители привыкли превышать скорость и сами этого не замечают. На эту страсть к быстрой езде обратили внимание иностранные водители, волею судеб оказавшиеся в наших пределах. По данным российской госавтоинспекции, в прошлом году число таких ДТП и погибших в них людей по сравнению с 2010 годом увеличилось на 12,2% и 19,8% соответственно. С начала этого года произошло уже 12 910 ДТП. Неужели для российских водителей скорость важнее жизни или они ездить по-другому просто не умеют? Предлагаем вашему вниманию взгляд иностранных водителей на российских «коллег».

Эдди Опп — фотограф с мировым именем (лауреат конкурсов «World Press Photo», «Интерфото», обладатель премии «Золотой глаз России» за 2003 год), директор фотослужбы уважаемого российского издательского дома. Родился в Штатах, учился во Франции, работал в Швеции, живет в Москве. Восторгается Россией. Любит все русское, кроме дорог и того, что на них происходит: «Я люблю Россию. Я русофил. Мне нравится русская культура. Нравится эмоциональность, живость, открытость и спонтанность русских людей. Нравится все, кроме ситуации на российских дорогах».

— В России автомобили водят как-то особенно, не так, как у тебя на родине?

— Такое впечатление, что люди в вашей стране не понимают, насколько опасен автомобиль. Не знают о том, что машина — инструмент смерти. В России по дорогам не ездят. По ним гоняют. Водят быстро. Бешено. Отчаянно... Рискованно и агрессивно. Постоянно перестраиваются из одного ряда в другой. Мечутся туда-сюда. Поворотники не включают. Я даже думал, что в России запрещено ими пользоваться или они все сломались. В Америке, если водитель начнет вот так скакать из ряда в ряд, полицейский его догонит, остановит и оштрафует. А у вас штрафуют за то, что нет печати в каком-то долбаном талончике техосмотра.

— Ты уже научился водить «по-русски»?

— Если честно, в России я езжу не как американец. Среда наложила свой отпечаток. Я научился ездить лихо, при этом остаюсь вежливым и аккуратным водителем, потому что в отличие от большинства знаю: автомобиль — страшная штука!

— Откуда, на твой взгляд, у россиян такая страсть к скорости?

— Думаю, это можно объяснить тем, что Россия — гигантская страна, а русские — спонтанные, эмоциональные и свободные. Они живут на полную катушку, по полной программе. Это хорошо. Это эмоции. Это непредсказуемость. Это жизнь! Но у человека за рулем проявляется его характер, культура и воспитание, и все перечисленные, свойственные вам качества, хорошие в жизни, на дороге опасны. Смертельно опасны.

— Исконно русские вопросы: кто виноват и что делать?

— В России полностью обновился контингент водителей. У современных автовладельцев нет связи с дорожной культурой, которая была в СССР. Поэтому в вашем обществе сейчас идет процесс формирования новой культуры вождения. Учитесь пропускать пешеходов, уступать друг другу. Благодарить аварийкой. Постепенно, но не за год и даже не за пять лет, российские водители приобщатся к цивилизованному поведению на дорогах. Кроме того, повышать культуру на дорогах должны сверху. Думаю, Кремль скоро займется ситуацией на дорогах, как и другими социальными проблемами. России нужны разумные законы дорожного движения. Пока они слишком строгие, в чем-то даже абсурдные. Ездить по таким жестким правилам, когда за малейшую провинность можно получить по башке, русские не хотят, поэтому постоянно нарушают правила и не думают о последствиях, а боятся полицейского и штрафа. Атмосфера ответственности отсутствует. На мой взгляд, было бы хорошо создать в России, как в Америке, штрафные батальоны, чтобы нарушители ПДД не штраф платили, а улицы убирали. Другой вопрос, как сделать так, чтобы никто не смог откупиться и метлой на улице работал как богатый бизнесмен, так и простой менеджер.

— Страшно ездить по дорогам, где культура вождения находится еще в зачаточном состоянии?

— В России на дорогах опасно, но не до такой степени, чтобы не выходить на улицу, не переходить дорогу и не ездить за рулем! Не все так плохо. Надо ездить и учиться водить машину вежливо и культурно. Каждый водитель должен начать с себя, чтобы в стране быстрее сформировалась цивилизованная культура поведения на дорогах.