Известный борец за права автомобилистов Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы, готовит несколько законопроектов, которые смогут облегчить жизнь автомобилистов. Он считает, что оформлением аварий могут заняться страховщики, а допустимый порог в 0,3 промилле необходимо вернуть.

Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков давно выступает за возврат минимально допустимой нормы в 0,3 промилле. По его мнению, в эту норму попадают те, кто не имеет к алкоголю никакого отношения. Вместе с экспертами, среди которых и главный нарколог Минздрава, он разрабатывает законопроект, в рамках которого будет возвращено минимально допустимое количество содержания алкоголя в крови, а также будет введен порог в 0,7 промилле, за который наказание будет намного жестче.

Вячеслав Лысаков заявил, что речь ни в коем случае не идет о разрешении «немножко выпить» за рулем. Дело в том, что минимальное количество промилле аппарат может определить у совершенно трезвого человека! В итоге он вынужден страдать так же, как и заядлые нарушители. Примеров тому полно, причем в числе пострадавших заслуженный российский хирург, которого по дороге на срочную операцию лишили прав за три бокала вина, выпитые накануне. Теперь медик вынужден добираться на работу на общественном транспорте в больницу к 8 утра и быть в полной готовности к операциям.

К сожалению, бывают случаи, когда за рулем едет пьяный человек, который даже не имеет водительского удостоверения. Подобный случай был в Рязани, когда пьяный водитель сбил шестерых человек. Он и раньше неоднократно попадался в таком состоянии автоинспекторам, но так как лишать его было нечего, правоохранительные органы ограничивались лишь арестом на 15 суток. Вячеслав Лысаков предлагает ввести и санкции для владельцев автомобилей, которые выписывают доверенность таким преступникам.

Еще одна идея Лысакова – в случае, если водитель, лишенный прав за пьянку, осознал свои ошибки и хочет вернуть права в середине срока, то он обязан установить в машине алкозамок. Это приспособление похоже на алкотестер, в который надо дуть перед тем, как завести двигатель – если электроника обнаружит пары алкоголя, то двигатель не заведется. Подобная технология есть у компании Nissan. Но этот момент тоже надо продумывать, так как алкозамок стоит денег, требует не только квалифицированной установки, но и гарантийного обслуживания. Кстати, эта воспитательная мера применяется и в других странах.

Также первый зампредседателя комитета Госдумы РФ озабочен и проблемой с наркотиками. В последнее время в интернете ролики с неадекватными водителями, употреблявшими явно не алкоголь, стали появляться все чаще. Он считает, что обследование на наркотики необходимо включить в медицинскую справку.

Вячеслав Иванович затронул и тему экспресс-тестирования. Он поддерживает эту инициативу и считает, что краткосрочная проверка, наоборот, убережет невиновных от долгих выяснений. Т. е. водителей будут сначала тестировать таким способом, и те, у кого все в порядке, уже через несколько секунд могут ехать дальше, а водители, у которых будет обнаружен алкоголь, останутся на месте разбираться с медэкспертизой.

Защитник прав автомобилистов также предлагает упразднить ч. 1 ст. 166 УК РФ, которая предполагает наказание за угон транспортного средства без цели хищения. Эта статья была разработана во времена СССР, когда машина была редкостью, и ее действительно могли угнать, чтобы просто покататься и посмотреть, что это такое. Но теперь автоугоны стали крупным бизнесом, и благодаря этой статье матерые угонщики в случае поимки отделываются либо небольшими, либо и вовсе условными сроками. Кстати, эту статью пытались отменить как минимум дважды – это было инициативой со стороны страховщиков и МВД. Вячеслав Лысаков уверен, что с обновленным составом Думы это вполне реально.

Также Вячеслав Лысаков предлагает отлучить автоинспекторов от оформления аварий, в которых не пострадали люди. Он считает, что с этим отлично справятся и страховые компании или сами водители. И сейчас водители могут самостоятельно оформлять аварии, если ущерб составляет менее 25 тысяч рублей и в происшествии участвуют не более 2 машин. Но с нынешними ценами на ремонт может легко оказаться, что небольшая царапина на бампере обойдется в 30 тысяч рублей – мало кто отважится на глаз прикинуть, во сколько в итоге оценят ущерб страховщики. Поэтому Вячеслав Лысаков предлагает заодно и повысить сумму ущерба, при которой водители смогут сами оформлять ДТП. А более крупные аварии смогут разбирать и сами страховщики. Депутат Госдумы считает, что они это могут себе позволить, кроме того, в их арсенале достаточное количество схем, чтобы полноценно разобраться, кто прав, а кто виноват.

Конечно, здесь есть много подводных камней. Например, страховщики могут затягивать процесс возмещения и ремонта пострадавших автомобилей. В таком случае необходимо ввести санкции за намеренный вред автомобилистам. Кстати, Лысаков предлагает и страховым компаниям не церемониться с нарушителями. Например, сокращать или вовсе отменять выплаты за ущерб в случае, если водитель был пьян или не пристегнут ремнем безопасности во время аварии. Все эти идеи будут сформированы в полноценные законопроекты, которые могут обсуждаться Госдумой уже к концу весенней сессии.

Текст: Ольга Цуканова